Вестник Кавказа

Мирные переговоры по Карабаху зашли в тупик, поскольку Азербайджан и Армения действуют в разных направлениях

The Jamestown Foundation
Мирные переговоры по Карабаху зашли в тупик, поскольку Азербайджан и Армения действуют в разных направлениях

С конце прошлого года между Арменией и Азербайджаном активизировались мирные переговоры по карабахскому конфликту. В декабре президент Азербайджана Ильхам Алиев написал в Твиттере, что ”2019 год придаст новый импульс” процессу урегулирования конфликта (Twitter.com/presidentaz, 14 декабря 2018 года). The Jamestown Foundation в материале Karabakh Peace Talks Break Down as Azerbaijan and Armenia Operate at Cross-Purposes пишет, что оптимизм был поддержан министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, который выразил надежду на ”определенный прогресс” в вопросе вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана в 2019 году. Он заявил о готовности Баку предоставить гарантии безопасности и максимально возможную степень самоуправления для армян в Карабахе в границах Азербайджана (Mfa.gov.az, 25 декабря 2018 г.).

На своей последней встрече министры иностранных дел Азербайджана и Армении договорились подготовить население своих стран к миру (Mid.ru, 6 декабря 2018 года; Osce.org, 16 января 2019 года). Азербайджанская община Карабаха неоднократно призывала армянскую общину региона к примирению, но эти усилия остались без конструктивного ответа (Azertag.az, 26 декабря 2018 года; Trend, 13 февраля 2019 года). Кроме того, относительно стабильные пограничные посты вдоль азербайджано-армянской (северной) государственной границы были переданы Государственной пограничной службе Азербайджана, в то время как противоположная сторона границы, как сообщается, охраняется подразделением армянской полиции. Частичное развертывание невоенных сил безопасности на границе обоих государств рассматривалось как взаимная мера укрепления доверия, призванная привести к сокращению случаев нарушения режима прекращения огня вдоль этого участка границы (Janes.com, 20 декабря 2018 года; Azertag.az 15 декабря 2018 г.)

Процесс также привлек внимание сопредседателей (Россия, Франция, США) Минской группы ОБСЕ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что ”готовность [Азербайджана] к поиску решений” заслуживает поддержки, и в Москве надеются, что Армения ”ответит там же самым” (Mid.ru, 16 января). Во время своего последнего визита в Армению советник по национальной безопасности США Джон Болтон призвал новое армянское правительство предпринять ”решительные шаги” по урегулированию конфликта (Azatutyun.am, 25 октября 2018 года). Еще ранее бывший посол США в Армении Ричард Миллс заявил, что ”любое урегулирование потребует возвращения части оккупированных территорий [Азербайджана]” (Evnreport.com, 15 октября 2018 г.).

Однако в последние недели премьер-министр Армении Никол Пашинян своими действиями свел на нет дипломатический оптимизм, подчеркнув, что формула ”территория в обмен на мир” (передача территорий вокруг Карабаха Азербайджану в обмен на мирный договор) не подлежит обсуждению (Rusarminfo.ru, 30 января). Министерство иностранных дел Азербайджана ответило, что ”краеугольным камнем переговоров” остается ”именно вывод армянских сил с оккупированных территорий”, и поинтересовалось, подразумевает ли заявление Пашиняна ”отказ от переговоров” (Azertag.az, 31 января). Еще одно противоречивое заявление прозвучало от руководителя Службы национальной безопасности Армении Артура Ванецяна: ”Никто не сдаст ни сантиметра земли” (Armeniasputnik.am, 1 марта). Позднее министерство обороны Азербайджана охарактеризовало комментарии Ванецяна как ”попытку сорвать переговоры" и ”явное доказательство” прямого участия Армении в оккупации и аннексии азербайджанских территорий (Mfa.gov.az, 1 марта).

Основной целью Азербайджана является урегулирование конфликта и сохранение территориальной целостности страны в пределах ее международно признанных границ (President.az, 12 февраля). Однако Армения, как обычно, пытается изменить формат переговоров, что усиливает напряженность (Тренд, 13 февраля). Более того, министр обороны Армении Давид Тоноян недавно заявил, что армянские военные будут менять стратегию с оборонительной позиции на наступательную, что оставляет открытой возможность нападения на территорию за пределами Армении в случае усиления военных действий (Lragir.am, 26 февраля). В середине февраля азербайджанские силы обезвредили армянский разведывательный беспилотник, пролетавший над азербайджанскими позициями во время визита наблюдательной миссии ОБСЕ (Mod.gov.az, 21 февраля).

Помимо дипломатического направления Азербайджан также активно работает над тем, чтобы гарантировать свое потенциальное превосходство на поле боя. В ответ на наращивание военной мощи и провокации Армении Азербайджан повышал свою боевую готовность путем многократного увеличения бюджета, крупномасштабных военных закупок и постоянной подготовки (EDM, 21 января).

Приверженность Азербайджана мирному урегулированию не означает пренебрежения соображениями безопасности. В Баку считают, что военная мощь играет особую роль в разрешении конфликтов. Президент Алиев недавно вновь подчеркнул, что ”сегодня в мире главенствует принцип ”на чьей стороне сила, тот и прав””, и Азербайджан, наращивая свою военную мощь, обеспечивает готовность к ”нынешней ситуации”. Действительно, успешное контрнаступление в апреле 2016 года (четырехдневная война - EDM, 6 апреля 2016 г.) и Нахчыванская операция 2018 г. (которая была тактически другой - EDM, 4, 12 июня 2018 г.) позволили Вооруженным силам Азербайджана продвинуться к стратегическим высотам. Сегодня азербайджанские военные обладают гораздо большими возможностями взять под контроль ключевые линии связи Армении (President.az, 12 февраля).

Еще одной мотивацией наращивания военной мощи Азербайджана является скептицизм в отношении того, что Армения добровольно деоккупирует территорию Азербайджана в результате одних лишь дипломатических переговоров (EDM, 25 июля 2018 года). Примечательно, что во время первой войны в Нагорном Карабахе власти в Ереване отвлекали Баку ”дипломатическими переговорами”, в то время как армянские войска продвигались по территории Азербайджана.

Учитывая противоречивые приоритеты Азербайджана (деоккупация) и Армении (сохранение статус-кво на местах), внезапный прорыв в настоящее время маловероятен. Азербайджанское информационное агентство Turan недавно провело серию интервью с рядом политических деятелей в Армении, и многие из его респондентов выступили против деоккупации, вместо этого заявив, что более предпочтительно включение территорий в состав Армении (Turan.az, 12, 13 февраля, 14).

В предвыборный период Пашинян не поднимал вопрос Нагорного Карабаха, поскольку тем самым мог спровоцировать проблемы в Армении. Теперь создается впечатление, что его правительство не желает менять традиционную позицию Армении в отношении конфликта. Тем не менее склонность предыдущего правительства разыгрывать "карту Карабаха" не спасло его от потери власти. В то время как у Еревана возможностей в отношении маневра по Карабаху все меньше, Баку продвигает свою стратегическую коммуникацию по конфликту на нескольких уровнях (дипломатическом, военном, экономическом, политическом, международном). Таким образом, для Армении известное замечание бывшего президента Левона Тер-Петросяна, вероятно, по-прежнему актуально: ”То, что мы отвергаем сегодня, потом будем просить, но не получим”.  (Newsarmru.com, 26 декабря 2018).

33930 просмотров