Недавно "Вестник Кавказа" опубликовал резонансную статью о приехавших в Нагорный Карабах немецких гражданах, решивших понаблюдать за "парламентскими выборами" в непризнанной республике. См. "ВК" "Немецкие наблюдатели за "выборами" в Нагорном Карабахе: кто они?"
После небольшой проверки выяснилось, что первоначально распространенная в армянских СМИ информация о личности "наблюдателей" оказалась либо неточной, либо же заведомо фальшивой. Однако позже нам удалось, несмотря на возникшую путаницу с неверно написанными именами немцев в армянских СМИ, выяснить, что в Карабах ездили некие Штефан Луцак и Свен Дидрих. Но посылала ли на самом деле представленная в Бундестаге партия "Левые" своих представителей в Нагорный Карабах?
Сегодня в редакцию "Вестника Кавказа" поступил официальный ответ немецкой партии "Левые" на запрос, который "ВК" сделал в связи с тем визитом. Как мы и предполагали, в партии о действиях своих рядовых членов ничего не знали. "Господин Луцак и господин Дидрих, хоть и являются членами нашей партии, однако эту поездку совершили без ведома и согласия партии, и уж, конечно, не по партийному поручению. Они не имели полномочий выступать в Нагорном Карабахе от имени нашей партии", - говорится в ответе "Левых".
"Внешнеполитическое позиционирование нашей партии формулируется исключительно избранными ответственными лицами и депутатами в соответствующих партийных органах, а также сотрудниками соответствующих отделов партийной администрации. Позиция нашей партии в вопросе Нагорного Карабаха не изменилась. До господина Луцака и Дидриха будут доведены все эти аспекты", - подчеркивает в своем письме руководитель отдела международной политики в партийной администрации Андреас Гюнтер.
Отметим, что партия "Левые", как и все остальные представленные в Бундестаге партии, не признает режим карабахских сепаратистов, рассматривая проблему в качестве межгосударственного конфликта между двумя сторонами – Арменией и Азербайджаном. "Левые" широко поддерживают миротворческие усилия России в регионе, выступают за мирное разрешение конфликта и подчеркивают необходимость его урегулирования на основании принципов международного права. Одной из основных предпосылок для разрешения нагорно-карабахской проблемы партия считает, в первую очередь, деоккупацию Арменией азербайджанских районов вокруг Нагорного Карабаха и возвращение в свои дома 610 тысяч изгнанных оттуда азербайджанцев. В качестве ответного шага Азербайджан, по мнению партии, должен будет предоставить гарантии безопасности армянскому населению Нагорного Карабаха. Эти меры позволят существенно снизить опасность возобновления боевых действий и выиграть достаточно времени, чтобы определить политический статус Нагорного Карабаха при демократическом участии в данном процессе обеих групп населения данного региона.
Берлинский политолог Хайко Лангнер, автор книги "Кризисная зона – Южный Кавказ", комментируя неуклюжую попытку карабахских сепаратистов придать визиту рядовых членов статус партийной делегации, отметил: "Само собой разумеется, что непризнанные в мире режимы пытаются использовать присутствие международных наблюдателей в своем стремлении к дипломатическому признанию, занимаясь инсценировкой демократических государств. Это даже можно понять, исходя из их политической логики".
Но, как считает Лангнер, эти попытки обречены на провал по двум причинам: "Во-первых, всегда есть сомнения в том, что речь идет о действительно независимом наблюдении за выборами. Было бы интересно узнать, какие организации были приглашены наблюдать за недавно прошедшими в Нагорном Карабахе "парламентскими выборами", и кто оплатил их расходы".
Как заметил политолог, ни одна из представленных в Бундестаге партий не посылала в Карабах своих делегатов. Таким образом, речь идет о неофициальных наблюдательных делегациях, даже если, кто-то из этих делегатов при этом состоит в каких-то политических партиях Германии.
"Во-вторых, государства могут получить дипломатическое признание только со стороны других государств: их национальных правительств, а не отдельных индивидов. Для этого должны иметься материальные предпосылки государственности (государственная территория, государственная власть и народ), а также дипломатическое признание не должно вызывать проблем в межгосударственных отношениях", - подчеркнул Лангнер. "В случае с Нагорным Карабахом эти предпосылки выполнены в недостаточной степени, поскольку там существует лишь стабилизировавшийся де-факто режим. По этой причине до сих пор ни одно государство в мире не пошло на дипломатическое признание Нагорного Карабаха, включая и саму Армению. И "парламентские выборы" ничего в этом не изменят, даже если они пройдут формально демократично", - подытожил эксперт.