Вестник Кавказа

«Европейская» Армения

Юрий Крамар, Киев

В Армении не стихают разговоры о будущей «евроинтеграции». Конечно, полноценное членство в Евросоюзе Еревану не светит, но он жаждет получить хотя бы утешительный приз - Соглашение об ассоциации и соглашение «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» с ЕС в рамках программы «Восточное партнерство», учрежденной еще в 2008 году по инициативе Польши и Швеции.

Именно тогда стало ясно, что прием в «единую Европу» новых членов приостановлен на неопределенное время. Но, поскольку идея евроинтеграции уже стала настоящей официальной религией прозападных элит ряда постсоветских государств, вроде Украины – для них и был придуман вышеуказанный «эрзац» с ассоциированным членством и другими изобретениями европейских дипломатов, не накладывающими на евроструктуры никаких внятных обязательств по отношению к новым партнерам. Что сделало возможным присоединение к «Восточному партнерству» и тех стран, которые к Европе не имеют даже чисто географического отношения – в том числе, и Кавказа.

Эти соглашения Армения и ЕС планируют парафировать на вильнюсском саммите организации в ноябре. Однако побудительные причины, заставляющие стороны предпринимать такие действия, не всегда подчиняются обычной логике.

Например, зачем Еревану «глубокая и всеобъемлющая торговля» с Евросоюзом? Сейчас его доля во внешнеторговом обороте Армении составляет приблизительно треть от общего – при том, что ее импорт превышает экспорт «всего» в 1,5 раза. «Всего» – потому что в целом импорт для всей внешней торговли страны превышает экспорт в 2,7 раза. То есть, по логике вещей, для исправления ситуации надо делать армянские товары более конкурентоспособными на рынках СНГ, в частности Таможенного союза, а также в рамках ВТО в целом. А на европейском направлении ситуация и так выглядит неплохой – в сравнении с остальными векторами внешней торговли.

На самом деле, классические факторы заинтересованности обычных государств снизить пошлины на свои товары, чтобы сделать их более востребованными на чужих рынках, в описанной ситуации не играют никакой заметной роли. В отношении Армении, вообще, больше всего применимы слова сатирика Задорнова, сказанные в последние годы существования СССР: «Наша цель – выйти на мировой рынок! И – хоть что-нибудь там купить…»

Экономика Армении запредельно импортоориентирована. А настоящими «экспортными товарами» является не скудные запасы добываемых полезных ископаемых, а труд гастарбайтеров армянской диаспоры, только в России составляющей 2,4 миллиона человек. (При том, что число армян, проживающих на своей исторической родине, чуть больше 3 миллионов). Отправляемые диаспорой домой переводы остаются определяющими факторами валютных поступлений, что и позволяет экономике страны продолжать существовать с немыслимым отрицательным сальдо внешней торговли. Но, подписание или неподписание договоров с Евросоюзом никак не улучшит и не ухудшит передвижение финансовой помощи по каналам международных платежных систем.

Точно также, от нескольких подписанных бумаг ничуть не улучшатся и условия реальной международной торговли Армении. Для этого ведь не подписи нужны, а открытые пути передвижения товаров. Между тем, Ереван из-за своей недалекой политики в отношении соседей находится в фактической блокаде со стороны Азербайджана и Турции. Да и Грузией отношения у него не слишком хорошие, в частности, из-за прохладных отношений Тбилиси и Москвы.

Правда, ереванские прозападные политики и интеллектуалы накануне вильнюсского саммита ЕС не прочь предаться сладостным мечтам. Так, 15 июля депутат от правящей Республиканской партии Армении Гагик Минасян высказал мнение, что подписание соглашения об ассоциации приведет к открытию армяно-турецкой границы, так как для Европы «неприемлемы закрытые границы». Одна беда - парламентарий запамятовал, что Турция в Евросоюз не входит и его правилам подчиняться не обязана. Анкара едва ли не единственная из европейских столиц «имеет сметь свое суждение иметь» по целому ряду вопросов, в том числе, самых резонансных – вроде отношения к Ирану, палестинским автономиям Израиля или ситуации в Сирии. На этом фоне рассчитывать на то, что ради призрачного «Восточного партнерства», объединения, в которое она не входит, Турция согласилась бы предать забвению доктринальную армянскую тюркофобию, выражаемую в частности в постоянном муссировании идеи «геноцида армян» и принять в дружеские объятия своих ненавистников, не приходится.

Директор Центр региональных исследований Ричард Киракосян высказал еще более фантастическую идею на тему «что даст Армении ассоциация с ЕС». По его мнению, в случае, если обострится ситуация вокруг Нагорного Карабаха, «Брюссель может наказать Баку, поскольку война в регионе никому не нужна». Правда, конкретных механизмов этого «наказания» политолог даже не смог озвучить. Если уж речь в ходе спровоцированных Ереваном военных действий пойдет о «наказании», то, наверное, оно коснется не основного альтернативного поставщика стратегических энергоресурсов в Европу, Азербайджана, а тех, кто своей агрессивной политикой вот уже четверть столетия взрывает мир в регионе.

Впрочем, слабая логика по ходу втягивания Армении в «Восточное партнерство» прослеживается и со стороны европейцев. Азербайджан – важнейший поставщик нефти и газа на европейский рынок, озабоченный диверсификацией поставок от России. Грузия – не менее важный транзитный путь для этих поставок. Армения же ничего, кроме своих фундаментально нерешаемых в рамках прежней внешней политики проблем Евросоюзу предоставить не может в принципе.

Единственное объяснение армяно-европейского сотрудничества – в желании Евросоюза сделать хоть что-то в пику России. Которая, впрочем, тоже сотрудничает с абсолютно неинтересной ей в экономическом смысле Арменией тоже в пику Западу – дескать, смотрите, у меня тоже свой стратегический союзник на Кавказе есть.

Важную роль в евроцентричных попытках Еревана играет и внутренний фактор. Издавна повелось, что в своих бедах и отдельные люди, и целые народы предпочитают винить кого угодно, но только не себя. Так и Армения ведением в течении почти четверти века самоубийственной политики в попытках «переиграть» соседа, превышающего ее по числу населения в 3 раза, а по уровню ВВП – вообще, на порядок, загнала себя на край пропасти и экономической разрухи. Одна «гонка вооружений», содержание «экспедиционных корпусов» и «гуманитарных коридоров» с чужих территорий способна поставить на колени и куда более экономически благополучные государства.

Но признать этот факт в армянском обществе и политикуме – смерти подобно. Политической, во всяком случае. Вот и начинаются поиски ответа на извечный вопрос: «Что делать – и кто виноват?» Поскольку с теми, кого сам Ереван назначил на роль своих врагов, Турции и Азербайджана, никаких подвижек при сохранении прежней политики не предвидится, остается «переводить стрелки» на союзников. То есть, на Россию. Ну, что ей стоило превратить жизнь Армении в рай земной, при ее-то нефтедолларах? А Газпром, бессовестный, еще и цену на газ повышает. Не так уж и намного, всего до 270 долларов за тысячу кубометров – что, например, вдвое дешевле, чем для такой же «братской» в плане постоянного поглядывания на Запад Украины. И то, цена была повышена только после того, как официальный Ереван слишком уже откровенно стал заявлять о своей приверженности европейским принципам, которые, по мнению самого же Евросоюза, несовместимы с членством в Таможенном и гипотетическом Евразийском союзе. Но все равно обидно – можно ведь было Кремлю и вообще газ за бесценок отдавать, пока на этих «инъекциях» Армения на всех парах бы мчалась в вожделенную Европу.

Так или иначе, но после десятилетий экономической безнадеги и милитаризации общества, российский вектор сотрудничества в глазах многих армян стал выглядеть все более блекло, а европейские «молочные реки с кисельными берегами» - все более заманчивыми. Хотя, казалось бы, мировой экономический кризис, из-за которого «бедных родственников» в «единой европейской семье», вроде Греции или Кипра, не очень-то жалуют, должен был бы насторожить реально мыслящих армянских «западников».

Но куда уж тут до реального мышления. В стране нарастает самая банальная русофобия. Ярким примером тому стала ситуация вокруг ареста водителя армянина, ставшего виновником ДТП под Подольском. Привлекли к ответственности земляка – значит, это «подстроенная антиармянская кампания». Можно и пикеты перед российским посольством устраивать, и весь интернет гневными записями замещать.

Так что в нынешнем «крене» Еревана в сторону Евросоюза, если разобраться, нет ничего удивительного – при наблюдающемся трогательном единстве антироссийски настроенных граждан и плохо скрываемом евроцентризме правящей элиты. Единственное, что упускают и те, и другие – никакое изменение вектора внешней политики не исправит положение Армении, признанной журналом «Форбс» на второй среди худших экономик мира. До тех пор, пока эта кавказская республика не откажется от другого своего вектора, милитаристко-мобилизационного, и не наладит отношения со своими ближайшими соседями, вместо того, чтобы пребывать с ними в состоянии то ли «холодной», то ли даже «горячей» войны.

16795 просмотров