Вестник Кавказа

Энергетическая безопасность Армении сводится к нулю (часть 2)

Сусанна Петросян, Ереван
Энергетическая безопасность Армении сводится к нулю (часть 2)
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Серьезную озабоченность в Армении вызывает газовая сфера. Сданный в эксплуатацию в середине 2000-ых годов газопровод Иран-Армения поначалу принадлежал армянской стороне. Между Арменией и Ираном была достигнута договоренность о строительстве газопровода диаметром в один метр. В случае наличия такого диаметра по газопроводной трубе проходил бы такой объем газа, который мог бы покрыть потребности не только Армении, но и его можно было экспортировать в соседнюю Грузию и дальше в Украину. Однако под давлением российской стороны уязвимые власти Армении еще во время строительства газопровода пошли на уступки российской стороне, крайне не заинтересованной в наличии в Армении альтернативного газопровода и особенно в поставках газа из Ирана через Армению в Грузию. В результате, диаметр вместо одного метра стал составлять 700 мм и газопровод, который мог бы стать магистральным, сегодня выполняет лишь функцию, предусмотренную армяно-иранской программой "газ в обмен на электроэнергию". Согласно программе, Армения расплачивается за поставляемый Ираном газ электроэнергией из расчета 3 Квтч за один кубический метр газа.

Если где-то можно понять логику очевидно агрессивной политики российских энергетических концернов, которые пользуясь высокими ценами на энергоносители, захватили ключевые позиции в энергетике Армении, то уж совсем непонятно, из каких интересов исходили и продолжают исходить власти Армении? Интересно заявление второго президента Р.Кочаряна относительно соглашения "газ в обмен на электроэнергию". По словам армянского лидера, это просто хороший бизнес - поставляемый в Армению из Ирана газ превратится в электроэнергию и пойдет назад в Иран. То есть власти Армении относились к возможности получения альтернативного газа как к бизнесу, но не как к стратегическому рычагу, способному повысить вес Армении в регионе.

"Венцом" политики энергетической безопасности, проводимой властями Армении, стало решение Роберта Кочаряна о передаче газопровода Иран-Армения, проходящего по территории этих двух стран, компании "Армросгазпром" в 2007 году. Безусловно, контроль "Газпрома", владеющего 80% акций "АрмРосгазпрома" над газопроводом Иран-Армения дал российскому гиганту возможность защитить свои позиции на европейском газовом рынке от нежелательного иранского конкурента.

Но что это дало Армении до сих пор непонятно? Весьма странными и не внушающими доверия выглядят заверения Армена Мовсисяна в том, что иранский газ намного дороже российского. Подозрение в откровенности властей усилилось после недавнего заявления посла Ирана в Армении Мохаммада Реиси о том, что иранский газ не дороже российского.

С сожалением надо констатировать, что энергетическая политика Армении последних 10-15 лет была направлена лишь на обеспечение так называемой технической безопасности, без какого-либо учета политической компоненты.

Дело в том, что энергетика Армении стремительно развивается, но она не принадлежит Армении.

Если даже учесть, что какая-то часть объектов все-таки принадлежит Армении, однако в целом, поскольку Армения маленькая страна, то абсолютно все энергообъекты работают на одну систему. В техническом плане безопасность повысилась, благодаря внедрению новых технологий, использованию нового оборудования, в том числе и для ремонтных работ, энергосистема постоянно модернизируется, повышается качество электроэнергии и пр. Но в политическом плане энергетическая безопасность Армении, благодаря "мудрой" политике армянских властей, равна нулю.

В результате ряда непрозрачных сделок России были переданы четко функционирующие объекты: Севано-Разданский каскад ГЭС, Разданская ТЭС, газовая система, включая газопровод, идущий из Ирана, распределительные электрические сети (РЭС). Причем, в последнем случае РЭС в результате непонятной сделки были проданы вначале "темной" компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, а потом перепроданы ею российской "ИТЕРА РАО ЕЭС", которая , как известно, не отличается высоким уровнем управления, а российские РЭС находятся в куда более худшем состоянии, нежели армянские. Последние в момент продажи находились не в лучшем, но в среднем состоянии и к тому же управление этого объекта многие местные специалисты оценивали как вполне эффективное. Конечно, российская компания улучшила состояние армянских РЭС, но это было сделано за счет иностранных кредитов и повышения тарифов, то есть это могла сделать и сама армянская сторона.

На сегодня все наиболее важные и крупные энергообъекты находятся вне ведения Армении, кроме АЭС и Воротанского каскада ГЭС. Еще в начале 2000-ых годов специалистами Министерства энергетики для правительства была подготовлена справка о том, что Воротан ни в коем случае нельзя передавать ни частному инвестору и ни иностранному государству, ибо Воротан это основной регулятор нашей энергосистемы, одной из важнейших составляющих которой является АЭС. Тогда же Воротанский каскад был изъят из программы приватизации. Однако чья-то "заботливая" рука вновь внесла Воротан в правительственную программу объектов, подлежащих приватизации. Правда, на этот раз армянские власти в последовательном проведении политики энергетической независимости оказались более оригинальными: по некоторым сведениям будущим покупателем Воротана станет американская компания ContourGlobal...

17865 просмотров