Вестник Кавказа

Две встречи Путина

Михаил Беляев
Две встречи Путина
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Вслед за коротким всплеском военной активности в Нагорном Карабахе, произошедшим практически сразу после встречи президентов Азербайджана и Армении в Женеве, в конфликтном регионе наступило относительное затишье. Похоже, Баку и Ереван мобилизуют дипломатические, политико-экономические и военные ресурсы, чтобы усилить собственные переговорные позиции.

30 октября азербайджанский президент Ильхам Алиев вместе с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом открыл стратегический транспортный проект Баку-Тбилиси-Карс (БТК) протяженностью 846 км. Эта дорога, которая позволит серьезно сократить время перевозок товаров из Китая в Европу, стала частью глобального китайского проекта "Один пояс - один путь" и имеет большое значение не только для Баку, Тбилиси и Анкары, но также и для стран Центральной Азии. Это подтверждает, в частности, участие глав правительств Казахстана и Узбекистана в прошедшей в Баку церемонии открытия проекта. Запуск БТК вызвал также широкие дискуссии в Армении, опасающейся усиления транспортной и экономической изоляции  на фоне меняющейся логистической карты региона.

Между тем, турецкий президент Эрдоган заявил 2 ноября, что обсудит с Владимиром Путиным в ближайшие две недели проблему Нагорного Карабаха. По мнению турецкого лидера, если Владимир Путин "действительно сосредоточится на этом вопросе", то он будет легко решен. Оптимизм главы турецкого государства относительно способности России решить карабахский вопрос довольно примечателен. В Армении это высказывание вызвало опасения, что турецкое руководство попытается вернуть процесс разрешения конфликта в треугольник Москва-Баку-Анкара.

Спустя пару дней после торжественного открытия БТК, состоялась еще одна важная встреча регионального значения: трехсторонний саммит  России, Азербайджана и Ирана. Важна эта встреча и в контексте работы над интеграцией транспортных проектов, о которой недавно заявил президент Алиев. Также Азербайджан готовится взять на себя роль транзитной страны для доставки российского газа в северные районы Ирана – согласно экспертным оценкам, речь идет о годовом объеме в 2-3 млрд кубометров газа. Наряду с экономическими выгодами, это повысит региональную роль Баку, и еще больше укрепит трехстороннюю связку Москва-Баку-Тегеран. Интересно также и заявление Алиева после встречи с российским президентом в Тегеране о том, что, в контексте повестки двусторонних отношений между ним и Путиным нет "ни одного вопроса, который требовал бы своего решения". С учетом ключевой посреднической роли Москвы в решении нагорно-карабахского конфликта, это заявление может быть истолковано не только как показатель удовлетворенности уровнем сотрудничества с Россией, но и достижения договоренностей относительно решения карабахского вопроса.

В самой Армении, между тем, активно комментируют планируемую рабочую поездку президента Сержа Саргсяна в Москву в середине ноября. Дело в том, что визит армянского президента в Россию будет проходить в преддверии назначенного на 24 ноября саммита "Восточного партнерства" в Риге, где планируется подписание нового договора с ЕС. Это вызывает ассоциации, связанные с поездкой Саргсяна в Москву перед вильнюсским саммитом "Восточного партнерства" в 2013 году. По итогам той поездки к президенту Путину, которую многие армянские эксперты окрестили "вызовом на ковер", Армения заявила о вступлении в Таможенный союз и отказалась от парафирования уже полностью согласованного обеими сторонами договора об ассоциации с ЕС.

Как рассказал в интервью армянскому изданию "Лрагир" политолог Ара Папян, "русские не приемлют альтернатив для Армении – они прекрасно знают, что альтернатива нарастит возможности Армении маневрировать". При этом Папян предупреждает, что, если Саргсян и на этот раз не подпишет соглашение с ЕС, это будет значить, что "Армения перестанет быть суверенным государством".

С другой стороны, если Армения подпишет соглашение с ЕС, каким-то образом способное затронуть российские интересы и снизить уровень лояльности Армении к России, Ереван окажется в странной ситуации. Ценой военного сдерживания Азербайджана остается абсолютная и безусловная лояльность Армении России, и каждый новый льготный российский кредит на закупку вооружений армянской армией должен служить тому ясным напоминанием. Выделенные российской стороной очередные 100 млн долларов на нужды армянской обороны можно назвать своеобразным авансом за соблюдение российских интересов на саммите "Восточного партнерства" в Риге. В противном случае, нельзя исключать варианта "российско-турецкого" решения карабахского конфликта. Примечательно, что турецкий президент собрался обсуждать с Путиным Карабах практически в те же дни, когда должен будет состояться визит Саргсяна в Москву. Довольно реальным представляется также сценарий мягкого дворцового переворота в Ереване, при котором место премьер-министра займет вовсе не действующий армянский президент, в случае ошибки в Риге рискующий лишиться поддержки российской стороны, а другой кандидат. К примеру, бывший "газпромовец" и нынешний премьер-министр Карен Карапетян. Последний, кстати, на специально созванной пресс-конференции оставил открытой возможность сохранения поста премьер-министра после 9 апреля 2018 года. Совпадение, как минимум, интересное. 

 

17115 просмотров