Заключенная в ходе визита Владимира Путина в Армению сделка о передаче российской стороне остававшихся в ведении правительства 20% акций компании "АрмРосгазпром" ("АРГ") обсуждается до сих пор. В результате продажи принадлежащих государству 20% акций, монополист по поставкам газа в Армению "АРГ" перешел под полный контроль России.
Теперь министр энергетики Армен Мовсисян ежедневно делает сенсационные заявления. 2 декабря он заявил, что 20% акций переданы предприятию "Газпром" в счет погашения долга Армении за газ в 155 млн долларов, не объяснив, как и откуда образовался этот долг.
Интригу усилило то, что о наличии столь солидного долга, ничего не знали даже депутаты парламента от правящей Республиканской партии. Парламентарии лишь делали туманные заявления о том, что дескать политическая ценность этой обычной коммерческой сделки намного важнее, чем вопрос о долгах.
4 декабря на заседании парламента, оказавшись под "обстрелом" оппозиции, Мовисисян назвал уже цифру в 300 млн долларов. По его словам, долги накопились, начиная с апреля 2011 года, когда газ подорожал, а Армения продолжала платить 180 дол. на границе за тысячу кубов. "В результате длительных переговоров было решено, что половину долга - 150 млн дол., Армения погасит посредством передачи российской стороне 20% акций в компании "АРГ", а другую половину погасит российская сторона". При этом министр не пояснил, почему потребители, которые очень исправно платят за газ, ничего не знали о накапливаемых государством долгах. "Мы никогда не скрывали информацию о долгах. Шли переговоры, 300 млн были зафиксированы в результате переговоров, могло быть и больше",- заявил Мовисисян, отказавшись пояснить, почему долг мог быть и больше.
Повисли в воздухе и другие вопросы. Так, если доля россиян в "АРГ" до сих пор составляла 80%, то почему стороны решили поделить долг пополам? Кроме того, в обмен на что Москва согласилась погасить вместо Армении половину долга? Почему вдруг "Газпром" решил заняться благотворительностью? Сегодня переговоры остаются пд завесой тайны, и Мовсисян заявил, что не может раскрыть их деталей.
Между тем, ставшие достоянием общественности сведения вызывают недоверие и негодование в армянских политических и экспертных кругах.
Экс-премьер Грант Багратян удивлен тем, каким образом была определена стоимость 20% акций, если "АРГ" на бирже не выставлялся для продажи. Он считает, что в этих случаях для выяснения стоимости компании, общий объем проданного за год газа умножается на три: "Получается, что цена АРГ не менее 1,2 млрд долларов. Следовательно 20% это не 150 млн дол., а 240. Требую от властей дать объяснение по вопросу об отчуждении столь большого общественного имущества!".
Однако главным остается вопрос о том, почему власти скрывали от общественности в течение 2,5 лет реальную цену на газ и наотрез отказывались признать, что все это время с российской стороной велись переговоры о повышении цены за него. Только сегодня выясняется, что стоимость газа, по заключенному в марте соглашению составила 270 дол., а в 2011-2012 годах – более 188 дол. и вплоть до 254 дол., но никак не 180.
Скорее всего, причину надо искать в сфере политики. "Власти сообщили о повышении цены на газ только 12 мая, после выборов в Совет старейшин Еревана",- говорит член правления оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" Ваагн Хачатрян. Действительно, выборный цикл продлился с 2011 по май 2013 года. Скорее всего, власти, обеспокоенные возможным социальным взрывом в предвыборный период, сделали все возможное, чтобы скрыть от населения реальное положение дел.