В Туркмении грядет конституционная реформа. Президент Гурбангулы Бердымухамедов 12 января на расширенном заседании кабинета министров Туркменистана распорядился подготовить новую редакцию Конституции страны и к маю 2016 года представить ее на рассмотрения Совету старейшин. Глава государства призвал особо обратить внимание на разработку новых законов, способствующих дальнейшему укреплению правовых и экономических основ государства с учетом демократических ценностей туркменского народа. Не подлежат изменению положения о форме государственного строя – президентской республике. Эксперты в целом положительно оценивают нынешнюю Конституцию, считая, что при ее соблюдении о начале демократических процессов в стране можно будет говорить без сарказма.
Впервые Конституция Туркменистана была принята в 1992 году. Поправки вносились в 1995, 1999, 2003, 2006 и 2008 году путем референдума или квалифицированным большинством в две трети членов парламента. Предполагается, что Основной закон на этот раз будет проработан основательно, поскольку Бердымухамедов пытается закрепить за собой имидж демократического лидера и сблизиться с Западом для привлечения инвестиций в энергетическую сферу. Тем более что Туркменистан получил положительную оценку ООН "за взвешенный подход к проводимой внутренней и внешней политике, которая созвучна основным целям и задачам ООН". Кроме этого в "рецензии" ООН указывается, что страна достигла определенных успехов, и чтобы двигаться вперед, необходимы новые законы.
В новую редакцию Конституции предполагается включить положения о президенте, Меджлисе (парламенте), Кабинете министров и Верховном суде Туркменистана. Отдельно будут внесены дополнения в раздел посвященный работе органов местной власти. По словам Бердымухамедова, "целесообразно пересмотреть полномочия органов местной власти в соответствии с проводимыми конституционными реформами". Он рекомендовал "провести необходимую работу по дальнейшему расширению полномочий халк маслахаты, органов местной исполнительной власти". Глава государства призвал уделить особое внимание полномочиям органов местного самоуправления, в частности, генгешей, которые, тесно контактируя на местах с населением, ведут постоянную работу в контексте повседневных потребностей граждан. "В целях совершенствования этой работы необходимо расширить полномочия генгешей", – обратился на днях к депутатам глава государства в ходе заседания парламента.
Кроме этого, предусмотрено внести дополнения в разделы Основного закона о государственном стимулировании и поддержке предпринимательства; о государственной политике, направленной на реализацию и поддержку прав и свобод молодежи; об экологической политике; о правах каждого человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии, компенсацию вреда, нанесенного его здоровью и имуществу в результате нарушения экологического законодательства или стихийных бедствий.
По предположениям экспертов, в новой Конституции будет закреплено усиление президентского института, а также одновременно многопартийности. Помимо пропрезидентской Демократической партии, в Туркменистане недавно были созданы еще две политические партии – Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана и Аграрная партия Туркменистана. Однако как считают эксперты, политического влияния в обществе эти партии не имеют. Их создание из области политической риторики, рассчитанной на благорасположение Запада. В реальности может усилиться только власть президента, тем более что в Основной закон может быть внесена норма, увеличивающая срок президентства с 5 до 7 лет. Демократические нормы будут отображены в условной степени или для отвода глаз и приглушения критики в склонности к авторитаризму.
"Конституция меняется не потому, что страна достигла качественных успехов за второй срок правления президента Бердымухамедова. Скорее напротив, поскольку кризис не щадит никого. Но главное в том, что пока 15 лет правил Туркменбаши (первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов – "ВК"), у его окружения было время подумать о том, что нужно менять. И первый срок правления Бердымухамедова прошел сравнительно успешно именно под флагом преобразований "от противного". Далее нужно изобретать, что-то свое, от косметических преобразований переходить к реальной демократии. Увы, пока этого не произошло, и многое указывает на то, что реформатор топчется на месте", – сказал "ВК" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Востоковедения РАН Шохрат Кадыров. По его словам, согласно исследованиям ученных, в последние годы индекс событийности у второго президента после повторного переизбрания в 2012 году неизменно составляет около 200 единиц в год (у Туркменбаши – 100), а при демократическом правлении этот показатель должен превышать 300 единиц.
Эксперт считает, что принятие новой Конституции станет лишним подтверждением тому, что Бердымухамедов теряет популярность, а посему нужны законы, стоящие на страже его личной власти. "Дело тут не в продлении срока с 5 до 7 лет, а в том, что при пятилетнем цикле выборов президента, Бердымухамедов сможет править еще 10 лет и не более. То есть, к окончанию четвертого пятилетнего срока правления ему исполнится 70 лет (2027 год). По Конституции он не имеет права баллотироваться далее. Но при семилетнем сроке он получает право править до 74 возраста. Поскольку верхняя граница регламента по возрасту касается кандидатов в президенты, но не тех, кто уже стал президентом", – отметил Кадыров.
Что касается других новаций, то, как считает Кадыров, они войдут в новую Конституцию, ничем не угрожая личной власти президента, но демонстрируя Западу и США, что авторитаризм и демократия совместимы. К примеру, точно появится статья о многопартийности, об альтернативных выборах президента, о свободе митингов. Эта практика при Бердымухамедове успешно апробирована. Не исключено, что расширится состав парламента с 125 до 150 человек. Имея крепкую власть, президент в состоянии подобрать нужные кандидатуры. Но существенных изменений не будет. Не будет, к примеру, статьи о Конституционном суде, хотя сам Бердымухамедов в начале правления не раз об этом заявлял. Расширятся ли при этом права парламента, сказать трудно, хотя было бы неплохо в целях подтверждения курса на углубление разделения ветвей власти, передать функцию назначения судей от президента парламенту. Ожидать, что Туркменистан после принятия новой редакции конституции мгновенно преобразится, не стоит. Но курс на европеизацию страны взят.