Азербайджан прекратит прокачку своей нефти по маршруту Баку-Новороссийск 14 февраля. В этот день завершится действие межправительственного соглашения о транзите азербайджанской нефти через Россию, заключенное в 1996 году. В прошлые годы соглашение продлевалось автоматически, но в мае 2013 года премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выходе из него России. За это время Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) как один из крупнейших поставщиков нефти в трубу и российский трубопроводный монополист "Транснефть" так и не провели внятных переговоров, не став договариваться о пересмотре условий прокачки азербайджанской нефти до российского порта в Черном море.
Продолжение. Начало см. Баку-Новороссийск: коллизия "Транснефти" -1
Что касается Баку-Новороссийска, то уже объявлено, что на азербайджанском участке трубы от Баку до российской границы протяженностью 231 км, будет проведен детальный техосмотр. Российская сторона также объявила о планах консервации участка от границы с Азербайджаном до Махачкалы. По словам представителя компании "Транснефть", в трубу на участке Ширвановка—Махачкала будет закачан инертный газ.
При этом остальная часть трубопровода от Махачкалы до Новороссийска по-прежнему будет использоваться для транспортировки нефти, поступающей в Махачкалу от компании "Лукойл" с месторождения Юрий Корчагин в российском секторе Каспия, а также из Казахстана и той же Туркмении. И Махачкалинский порт по-прежнему будет иметь необходимую загрузку для дальнейшего развития. Кроме того нельзя сбрасывать со счетов и то, что уже к началу 2016 года "Лукойл" начнет эксплуатацию второго крупного месторождения на каспийском шельфе России – "имени Филановского". Его потенциал оценивается примерно в 200 млн тонн и даст существенный прирост грузооборота Махачкале и трубе Махачкала-Новороссийск.
В итоге, если не произойдет никаких иных событий, то после истечения действия соглашения неиспользуемую часть трубопровода по линии Баку-Махачкала остановят и законсервируют до лучших времен.
В качестве разумного варианта продолжения работы нефтепровода Баку-Махачкала в будущем рассматривается его реверс, который позволит перенаправить объемы российской нефти на переработку в Азербайджан, а часть транспортировать до терминала в турецком Джейхане по нефтепроводу БТД. В августе во время визита президента России в Баку было объявлено, что ГНКАР и "Роснефть" начали изучать варианты взаимных поставок нефти по схеме замещения, в том числе и с использованием отдельных участков маршрута Баку-Новороссийск в реверсном режиме. По некоторым оценкам, объем поставок может составить около 2 млн тонн в год.
Для "Роснефти" выход на Джейхан стал бы важной составляющей для диверсификации поставок сырья для переработки, в частности, на свой нефтеперерабатывающий завод в Италии. В качестве замещения и своповых операций могли бы подойти и поставки в Азербайджан готовых нефтепродуктов или их переработка на азербайджанских предприятиях для быстрорастущей экономики южно-кавказской страны. К тому же "Роснефть" владеет несколькими лицензиями на разведку перспективных месторождений на шельфе российского сектора Каспия. В будущем эти потоки могли бы также использоваться для сотрудничества с Азербайджаном.
Позиция "Транснефти" и ее руководителя Николая Токарева, безусловно, серьезна, но не непреодолима для главы крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" Игоря Сечина, ранее занимавшего пост вице-премьера российского правительства, курировавшего весь энергетический сектор страны. Они уже вступали в трения друг с другом относительно расширения трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" и поставок нефти в Китай.
На посту в "Роснефти" Сечин, по сути, выступил идеологом и проводником новой энергетической политики России в глобальном масштабе - от Китая и Венесуэлы до Арктики и Западной Европы. И здесь у него есть карт-бланш от Владимира Путина, который поддерживает идеи своего соратника и друга. Визиты Сечина в Баку в прошлом году продемонстрировали реальную заинтересованность в сотрудничестве с Азербайджаном и использования того потенциала, который создан страной, в том числе и в транспортной логистике.
Ситуация же с судьбой Баку-Новороссийск отнюдь не свидетельствует о каком-то похолодании в отношениях двух стран. Просто, чтобы открыть новую книгу, нужно завершить чтение старой.