В Минэкомразвития России задумались о гибридизации налога на финансовый результат (НФР) с налогом на дополнительный доход (НДД) в нефтяной промышленности, заявил в интервью "Российской газете" глава этого ведомства Алексей Улюкаев.
"Логика этого налога (НФР) - выровнять условия для инвестора на различных этапах жизни месторождения, повысить степень извлекаемости нефти из скважин. Потому что есть стадия, когда вы много инвестируете в месторождение и мало получаете, потом стадия, когда перестали инвестировать и много получаете. Министерство финансов опасается недополучить доходы, поэтому мы решили отшлифовать этот механизм сначала в виде "пилота" на полутора десятках месторождений, в основном старых", - цитирует его "Интерфакс".
"Фискальный результат как раз на них и получается. Месторождения в Восточной Сибири льготированы, с них бюджет получает "ноль", на шельфе тоже будем "ноль" получать. На самом деле нас с вами кормят доходы от нефти, которую извлекают в Западной Сибири и в Поволжье. Рентабельность там невысокая - 12-14%, это на пределе эффективности. А там нужно постоянно инвестировать, чтобы поддерживать добычу", - отметил министр.
"Возможно, нужно подумать о скрещивании налога на финансовый результат с новым вариантом налога на дополнительный доход. Он у нас в свое время предлагался и был ориентирован больше на новые месторождения", - добавил Улюкаев.
Заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Илья Быковников в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что "действующая на сегодняшний день система налогообложения более-менее устоялась и более-менее адекватно отражает ситуацию в нефтянке". "То есть есть два налога - налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, налог на прибыль. Можно было бы в качестве повышения эффективности самой сферы предлагать налоговые каникулы по налогу, например, по НДПИ, или какие-то понижающие коэффициенты по нему для организаций при условии выполнения определенных критериев или требований, но при этом взимать налог на прибыль. При этом объединение двух налогов физически, скорее всего, будет означать увеличение налоговой базы по совокупному налогу", - считает он.
По его словам, в настоящее время правительством "декларируется, что на сегодняшний день у нефтяников нет возможности выбора налоговой системы в зависимости от того, какой режим для них будет более выгодным". "Чтобы более наглядно это продемонстрировать, напомню, что, например, в сфере производства и торговли организация может выбирать - применять упрощенную систему или традиционную. В нефтяной отрасли, как правило, не получается применять упрощенную систему в силу достаточно большого количества факторов. Соответственно, должна быть какая-то система аналогичная для них. Поэтому когда правительство выбирает или, скажем так, пытается выработать какую-то схему оптимизации налогообложения производителей и продавцов нефтяной отрасли, оно пытается исходить из того, что нужна какая-то альтернативная схема традиционно применяемой схеме. И вот на этом фундаменте они и пытаются что-то выстраивать", - сказал Быковников.
Он считает, что нынешняя инициатива обусловлена тем, что "был проведен анализ налоговой нагрузки, и он показал, что налогообложение далеко не оптимально как в добывающей и перерабатывающей, и так и в торговой сфере нефтяной отрасли". "Поэтому для того, чтобы предприятия не закрывались, не уходили в тень или не переходили на другую сферу деятельности, потому что нефтянка достаточно важна как для нашей экономики, так и для страны в целом, стали придумывать более оптимальную схему налогообложения, и решили начать со старого - вернуть гибридное налогообложение", - заключил заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.
По оценке заместителя директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Белогорьева, "предложение, которое высказывало Минэнерго, и которое согласовано со всеми нефтяными компаниями, является в общем-то наиболее оптимальным вариантом из тех, что были озвучены за последние годы, поскольку без перехода к налогообложению финансовых результатов, а не выручки от продаж нефти, многие новые проекты, месторождения остаются инвестиционно непривлекательными, поскольку просто не обеспечивают даже минимальный уровень рентабельности компании". "Поэтому само движение в сторону налогообложения финансовых результатов является альтернативным сценарием развития. Это понимают даже в нашем Минфине, поскольку иначе просто невозможно не то что поддерживать уровень добычи, но даже поддерживать его на более низком уровне. То есть если мы остаемся при действующей налоговой системе с НДПИ, то снижение добычи нефти в ближайшие 8-10 лет составит минимум 80-90 млн т в год, что является, конечно, очень тяжелым ударом как для отрасли, так и для бюджета страны. Поэтому надо переходить к такой форме налогообложения", - считает он.
"Другое дело, что Минфин очень боится потери выпадающих доходов в бюджете, учитывая, что доля нефтяного сектора в нем по-прежнему очень высока, хотя она снижается в доходах бюджета. Поэтому они предлагают возможные паллиативные решения, вроде введения НДД с сохранением пониженного НДПИ, что совсем не привлекательно для нефтяных компаний. Есть идеи возвращения совсем уж старой практики использования акцизов на нефть, которые ушли еще в 2002 году. В общем, есть разные странные достаточно варианты, которые обсуждаются, но которые с точки зрения именно привлечения инвестиций в нефтяную отрасль являются весьма ущербными. Поэтому тот вариант, который предложен, и в частности который фигурировал в законопроекте Ханты-Мансийского автономного округа, внесенного в Госдуму еще в прошлом году, он вполне оптимален. Тем более что Минэнерго предлагает сначала попробовать этот тип налогообложения на пилотных проектах. То есть вначале наработать практический опыт его применения, а потом уже вводить его в масштабах всей отрасли", - добавил эксперт.
"Если речь идет об использовании разных форм налогообложения для разных типов месторождений, то переход на НДПИ был бы интересен для разработки шельфа, а НФР и НДД там будут не очень приемлемы. Если говорить об истощенных месторождениях, то в этом случае наиболее привлекательная форма - это НФР, а если о новых месторождениях то НДД. Нельзя найти какой-то единый механизм. То есть основной принцип, к которому сейчас пытаются прийти нефтяные компании и правительство, - это индивидуальное налогообложение каждого месторождения. В налогообложении должны учитываться индивидуальные особенности и стоимость добычи на каждом месторождении, чего сейчас совсем нет. Сейчас это есть только в форме льгот на НДПИ, которых стало очень много у нас. Это очень сложно администрировать. В общем система совсем перестала быть простой, гибкой, понятной, и мало кого устраивает. Поэтому вопрос о гибридной системе налогообложения уже перезрел, на самом деле он должен был решаться еще несколько лет назад. Это нужно сделать до 2020 года, иначе действительно у нас будет просто кризис инвестиций в добычу нефти", - выразил опасение Алексей Белогорьев.