Вестник Кавказа

Россия приступила к налоговым маневрам

Россия приступила к налоговым маневрам
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Трехлетний нефтяной налоговый маневр, реализация которого началась в январе, приведет к потерям для бюджета России на сумму от 170 млрд рублей, заявил замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов, добавив, что за 2016-2017 год при полноценном осуществлении маневра эти потери будут компенсированы. "Не исключено, что эти суммы несколько увеличатся, но не в разы, масштаб возможных ошибок - проценты", - отметил он.

Напомним, что налоговый маневр в нефтяной отрасли подразумевает поэтапное сокращение экспортных пошлин на нефть в 1,7 раза, на различные нефтепродукты - в 1,7-5 раз при одновременно росте ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза, на газовый конденсат - в 6,5 раз. Акцизы на топливо четвертого и пятого классов будут выровнены, причем по дизтопливу - уже в этом году.

"Еще придется отслеживать, что происходит в нефтехимии, как работает механизм отрицательных акцизов, как новые правила сказались на авиакомпаниях. Только через этот механизм компании будут ежегодно получать около 60 млрд рублей из бюджета", - рассказал Шаталов в интервью "Ведомостям", пояснив, что существующие прогнозные показатели рассчитывались из соотношения $100 за баррель нефти и 37,7 рубля за доллар.

Замминистра финансов подчеркнул, что переноса налоговой нагрузки в этом году с нефтяной на какие-либо другие отрасли, в частности, газовую, не будет. "Добыча нефти и добыча газа отличаются друг от друга, в том числе по структуре себестоимости конечного продукта, по стоимости транспортировки. Можно понять желание нефтяников поделиться налогами с другими отраслями, но сегодня это вряд ли возможно, по крайней мере, в сопоставимых объемах", - сказал Шаталов, напомнив, что НДПИ для природного газа был изменен в прошлом году, что затронуло, в частности, налогообложение поставок по "Голубому потоку".

Также он поведал о возможном росте акцизов на печное топливо, дабы избежать махинаций на автозаправках. "При повышении акцизов на 1 рубль по всей группе моторного топлива на тот же рубль не повысили акцизы для печного топлива. Акцизы на печное топливо появились совсем недавно, когда вдруг обнаружилось, что его производство резко увеличилось и оно стало появляться на автозаправках как конкурент дизельного. Акцизы сократили мошенничество, производство "квазидизеля" ушло на прежний уровень, и он исчез с АЗС. Надеюсь, уже весной ситуацию поправим, и печное топливо не успеет вернуться на заправки. Не исключено, что по сходной причине придется вводить акцизы на топливо судовое маловязкое", - предупредил заместитель министра финансов России.

Профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" выразила сомнение в том, что налоговые маневры в их текущем виде будут на пользу как нефтяникам, так и бюджету России. "На самом деле, повышение НДПИ скажется только на тех регионах, где ведется активная добыча нефти, то есть всего 8 субъектах РФ, причем оно означает рост налоговой нагрузки на юридические лица, разумеется, а не на региональные власти - сами субъекты получат лишь дополнительные поступления в бюджет. Здесь все нужно бы посчитать, так как для каждого региона будет свой отрицательный или положительный эффект, а вот для нефтедобывающих компаний маневры означают увеличение налогов. Безусловно, необходимо говорить о налоговой политике в ближайшие три года в целом, смотреть и считать все в комплексе. Один налоговый маневр сам по себе положительного эффекта не даст ", - отметила Пронина.

По ее оценке, необходимость в проведении маневров возникла в связи с падением мировых цен на нефть и кризисом экономики. "Снижение экспортных пошлин хорошо скажется на экспортном режиме, потому что нефть стоит уже $49 за баррель. Я все-таки стою на позиции системного кризиса и считаю, что он у нас начался довольно давно. Маневры - это поиск путей для снижения действующих сейчас отрицательных факторов: падения цен на нефть, западных санкций, внутренних факторов. Но, на мой взгляд, это не самый удачный путь, хотя, на самом деле, удачный путь трудно найти сейчас, так как мы далеко зашли в этих отрицательных трендах", - заявила профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС.

7835 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ