В России существует банковский кризис. Об этом сегодня на заседании круглого стола, организованного Российским национальным комитетом Международной торговой палаты (ICC Russia), заявил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. По его словам, вслед за падением объемов потребительского кредитования банки столкнулись с огромной проблемой плохих, то есть просроченных и невозвратных, кредитов. "Эта проблема пока маскируется, один лишь Греф начал много говорить о кризисе банковском в стране, он реально есть, потому что огромное количество плохих долгов, которые догоняют наши банки", - цитирует Титова РБК.
Напомним, что накануне коллекторское агентство "Секвойя Кредит Консолидейшн" сообщило, что за последний год средняя сумма дефолтного розничного кредита выросла вдвое - с 50 тыс почти до 100 тыс руб.
О том, что банковский сектор России переживает масштабный, самый затяжной за последние 20 лет кризис, заявил глава Сбербанка Герман Греф. "Все, что мы сейчас видим, это масштабный банковский кризис. Мы видим нулевую прибыль банковского сектора, громадное формирование резервов, ЦБ приходится очищать банковский сектор от банков, которые таковыми не являются. В целом ситуация очень тяжелая в банковском секторе", - сказал Греф, добавив в то же время, что в целом ситуация находится под контролем.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов отметил, что в настоящее время состояние банковской системы не столь прекрасно как несколько лет назад. "Есть несколько причин. Во-первых, Центробанк активно сокращает количество банков. И для многих клиентов это выглядит как некий кризис, поскольку они вынуждены искать другую обслуживающую организацию. Во-вторых, у банков сократилась процентная маржа, выросли расходы. Девальвация позволила ряду банков заработать денег, а другим сослужила плохую службу, переоценив пассивы в сторону получения убытка. У многих банков снижается норматив достаточности капитала", - сказал он.
"Кроме того, постепенно вводится новое требование Базеля III, которое еще больше увеличит регулятивную нагрузку на банки, в частности, нормативы ликвидности, достаточности капитала, создание резервов и так далее. В связи с этим в экономике сложилась такая ситуация, при которой банки либо боятся кредитовать предприятия, особенно средние и мелкие, либо им это просто невыгодно делать. Они достаточно охотно кредитуют крупные предприятия, рейтингованные государственные, но что касается всех остальных заемщиков, то требования к качеству кредитного риска резко выросло, что порой делает процесс кредитования для банка невыгодным как раз с точки зрения создания резервов", - пояснил эксперт.
При этом он обратил внимание на то, что сейчас наблюдается последовательное снижение монетизации экономики. "Вполне возможно, что это одна из мер Центробанка по борьбе с инфляцией, который обладает основным мандатом на эту борьбу. Соответственно, всем в банковской системе не хватает ликвидности, которая с одной стороны, определена, а с другой - не полностью выбрана. Сейчас многие предприятия ощущают нехватку оборотных средств или средств для инвестиций. Банки не могут это предоставить. По этой причине необходимо предоставление долгосрочного банковского кредитования, например, развитие рынка облигаций. Но тут тоже надо будет проделать большую работу. В частности, у регулятора в лице департамента финансового надзора за финансовыми рынками здесь есть целый ряд задач. Потому что система там не справляется полностью со своей задачей кредитования экономики. Нельзя сказать, что она находится в глубоком кризисе, но в общем-то, мы видим, что многие банки устойчивые, Центробанк применяет ряд жестких мер, защищающих банковскую систему от ненужных с его точки зрения повышенных кредитных рисков. В общем-то, это говорит о том, что в банках мало места для кредитования, и в экономике наблюдается недостаток ликвидности", - рассказал председатель правления Национальной валютной ассоциации.
По его словам, одной из причин нынешнего кризиса является недостаток ресурсов, получаемых на внешних рынках. "Раньше экономика финансировалась за счет увеличения внешних дешевых средств, а потом источник ушел. Снятие санкций, конечно, снизило бы вопрос ликвидности, потому что у российских банков и предприятий появилась бы возможность привлекать средства из-за рубежа. Это наполнило бы деньгами экономику России. Помимо этого, способствовать выходу из кризиса могло бы снижение ключевой ставки, поскольку сейчас многие заемщики не готовы брать кредиты по дорогим ставкам. Полагаю, что ряд мер Банка России по развитию системы рефинансирования или внедрения новых инструментов, через которые они могли бы рефинансировать банковские активы, развитие альтернативных форм кредитования, также могли способствовать преодолению кризиса", - резюмировал Пискулов.
Со своей стороны председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков выразил сомнение в том, что банковский сектор в России переживает масштабный кризис. "Кризис системы определяется количественными показателями. Капитализация банковской системы растет, вклады населения притекают, объемы кредитования юридических лиц тоже растут", - пояснил он.
При этом он заметил, что на сегодняшний день есть только один показатель, который имеет отрицательные темпы - это показатель, связанный с кредитованием физических лиц. "Связано это с тем, что банки стараются сдержанно кредитовать население, поскольку реальные доходы населения падают. Они стараются очень тщательно изучать заемщиков, прежде чем выдавать кредиты. Банковская система испытывает определенные проблемы, и эти проблемы связаны с макроэкономической ситуацией в стране. В целом, ситуация в остальной экономике гораздо хуже, чем в банковской системе. Она не может не испытывать трудностей в связи с проблемами в основной экономике, но она более стабильна, она твердо стоит на ногах в отличие от остальных секторов экономики", - подытожил Анатолий Аксаков.