Отмена материнского капитала, очередной пересмотр пенсионной системы и расходов на госсектор на эти меры предлагает пойти Минфин России, дабы сэкономить для бюджет 1 трлн рублей. Эти и другие меры экономии, возможные при повышении эффективности бюджетных расходов, оказались сегодня в центре внимания круга экспертов по экономике -директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича и директора Института стратегического анализа "ФБК" Игоря Николаева.
Акиндинова в начале встречи обратила внимание на актуальность проблемы: "эффективность бюджетных расходов - это уже притча во языцех". Денег в бюджете осталось не так много, и правительству приходится искать пути сокращения социальных расходов, а для того, чтобы их оптимизировать, "урезать" бюджет необходимо адресно, отметила она.
По мнению Акиндиновой, отмена материнского капитала не ключевой проект по сокращению бюджетных расходов, однако ему отводится роль наиболее резонансного: "когда поднимется возмущение, его потом вернут, чтобы провести под шумок что-то другое", - предположила эксперт.
Гринберг заявил, что повышение эффективности бюджетных расходов не самая актуальная задача для России. "Мы вползаем в длинную фазу стагнации (в рецессию - вряд ли). Я наблюдаю паралич инвестиционной активности, а без инвестиций экономику нельзя вытащить из стагнации", - озвучил эксперт более важную проблему российской экономики.
Гринберг подчеркнул, что сейчас главное понять, как изменить рост ВВП и структуру экономики, напомнив, что если в России налоговая квота составляет 35% к ВВП, то в "странах победившего социализма" 45-46%, в Скандинавии 50%. В нынешней ситуации в мире, когда растущая цена на нефть может продлить стагнацию России, стране необохдимо рисковать и не копить, а тратить деньги. Среди возможных мер он назвал преодоление гиперцентрализации, дабы регионы могли выполнить свои обязательства.
Николаев пояснил, что сама идея экономии, озвученная Минфином, происходит не от хорошей жизни, так как перед ведомством попросту стоит вопрос, откуда взять деньги. Более того, Россия балансирует на гране рецессии: "Будет ли этот 1% роста или нет, пока не понятно, а в следующем году этого ждать вообще не приходится".
В итоге правительству приходится выбирать из двух зол: пересмотр обязательств, данных перед выборами, либо эти меры экономии. Николаев обратил внимание на то, что по Конституции Россия является социальным государством, а значит, сокращение бюджетных расходов в социальной сфере при сохранении и росте расходов в других сферах, например, в оборонной, является антиконституциональным. По мнению эксперта, реальная задача сейчас тратить деньги так, чтобы стимулировать тратить деньги граждан страны, который, привёл цифру Николаев, накопили на сберегательный книжках порядка 14 трлн рублей.
Гурвич, полемизируя с Гринбергом, заявил, что из стагнации поможет выйти как раз изменение бюджетной политики, отметив, что, на его взгляд, это самая актуальная проблема для правительства. Дойдя до предела расходов, о чём было сказано в бюджетном послании президента, важно не только искать внутренние резервы, но и преодолеть инерцию лоббизма, запускающую всё новые и новые статьи расходов, сказал эксперт.