Поправки в закон о деятельности НПО в Азербайджане, внесенные Милли Меджлисом 17 декабря прошлого года и принятые президентом Ильхамом Алиевым 3 февраля, вызвали бурю возмущений в Европе, вплоть до самого высокого уровня. Так, глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон и еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле заявили о беспокойстве, объявшим их в связи с принятыми поправками, призвав власти "устранить препятствия на пути свободной деятельности гражданского сектора, в особенности в сфере прав человека и демократии".
Чтобы разобраться в причинах европейского беспокойства, "Вестник Кавказа" обратился к азербайджанским правозащитникам – директору Правозащитного центра Азербайджана Эльдару Зейналову и президенту Форума азербайджанских НПО Рауфу Зейни. Оба эксперта подчеркнули, что поводов для нервозности у осуществляющих законную деятельность организаций нет. Так, как пояснил Зейни, законодательство было лишь приведено в порядок, были заполнены лакуны в регулировании условий для работы НПО, "никаких проблем для деятельности международных НПО здесь нет".
По его мнению, ряд западных организаций обеспокоен по той причине, что упорядочивание законов им не выгодно. "Есть НПО, которым нужны возможности, чтобы обходить законы. Есть те, кто считают, что законодательные барьеры не дают НПО свободно действовать. Я давал неоднократно интервью, объясняя, что никаких недоразумений со стороны НПО не должно быть, потому что закон никаким образом не ограничивает деятельность неправительственных организаций. Наоборот, на законном основании и местные организации, и международные организации могут действовать прозрачно и строить свою деятельность на законных условиях", - подчеркнул Зейни.
Также протесты международных НПО вызваны тем, что с их стороны предвзятое и несправедливое отношение к Азербайджану традиционно. "Вместо того, чтобы оказывать содействие в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и соблюдении прав тех людей, которые 20 лет не могут вернуться в свои дома, международные организации почему-то сосредоточены на мелких законодательных вопросах, которые имеют отношение к внутренним делам республики", - обратил внимание он, добавив, что принятый поправки не противоречат никаким демократическим принципам и правам человека, как заявляют в ЕС.
Эльдар Зейналов, в свою очередь, выразил мнение, что произошедшее было воспринято международными НПО как некая "месть" за поддержку альтернативных кандидатов на президентских выборах 2013 года, в первую очередь потому, что поправки делают более строгим контроль именно за зарубежными организациями, действующими на территории Азербайджана.
"Речь не только об НПО, но в целом о некоммерческих организациях как юридических лицах, о регистрации филиалов и представительств в Азербайджане. Фактически, ужесточены условия для получения иностранных грантов в условиях незарегистрированного существования. Создано своеобразное правовое минное поле, где шаг влево, шаг вправо автоматически вызывают какое-то нарушение, однако прямых запретов деятельности незарегистрированных организаций нет, это по-прежнему плюс: если НПО отказали в регистрации, это еще не означает, что нельзя действовать", - отметил он.
При этом, по словам Зейналова, мотивация азербайджанского руководства понятна. "Любое государство должно себя защищать от иностранных проникновений, тем более что сейчас очень сильно активизировались исламисты. Вы знаете, что некоторые азербайджанцы, попавшие под влияния экстремистов, воюют в Сирии. Они возвращаются, здесь уже были и взрывы, и перестрелки, и убийства, и грабежи банков для экспроприации средств. Поэтому понятно, почему ужесточают условия регистрации религиозных общин и пресекают несанкционированную отправку для обучения за границу. А начали в 2011 году как раз с международных организаций, когда те подхватили идею распространения "арабской весны" в Азербайджане. С тех пор государство и вынуждено "закручивать гайки", - рассказал азербайджанский правозащитник.