Вестник Кавказа

США и Персидский залив договорились по Ближнему Востоку

По итогам встречи с руководством шести арабских государств в Кэмп-Дэвиде под Вашингтоном президент США Барак Обама заявил, что США и арабские монархии Персидского залива - члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в который входят Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, - намерены организовать в 2016 году новый саммит. Он подтвердил, что на саммите состоялось "откровенное и развернутое" обсуждение актуальных ближневосточных проблем, в том числе конфликтов в Йемене и Сирии, необходимость противодействия террористической группировке "Исламское государство". Помимо этого, был рассмотрен ход переговоров постоянной пятерки Совета Безопасности ООН и Германии с Ираном, призванных закрыть иранское ядерное досье.

Обама подчеркнул, что США готовы противостоять внешним угрозам вместе со своими партнерами в ССАГПЗ и при необходимости защитить их военной силой. Для стран Персидского залива США намерены создать ускоренную процедуру поставок оружия. "В этих целях президент Обама направит в регион в ближайшие недели делегацию высокого уровня для обсуждения конкретных деталей", - отмечено в итоговом заявлении саммита.

Вашингтон при этом обещал странам Персидского залива помочь в создании региональной системы противоракетной обороны. "Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива обязались разрабатывать региональный потенциал обороны от баллистических ракет, в том числе путем создания системы раннего предупреждения, - цитирует документ ТАСС. - Соединенные Штаты помогут провести исследование относительно архитектуры ПРО ССАГПЗ и предложили техническую помощь в разработке системы раннего предупреждения для ПРО всего ССАГПЗ. Кроме того, участники саммита решили провести командные учения "в целях совершенствования регионального взаимодействия в сфере ПРО".

Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, "такая деятельность изменяет баланс сил в регионе". "Аравийские монархии имеют преимущество в сфере авиации, и до последнего времени это компенсировалось наличием у Ирана баллистических ракет малой дальности. В случае создания полномасштабной системы противоракетной обороны, которая, по-видимому, будет включать системы THAAD, позволяющей перехватывать баллистические цели на высотах до 150 км, и Patriot PAC-3, возможно, еще какие-то системы. Возможно, речь идет даже о каких-то морских системах. Это система управления Aegis с ракетами SM-3", - предположил эксперт.

"В этом случае совершенно понятно, что это как-то надо компенсировать. С этой точки зрения, поставка Россией зенитно-ракетного комплекса С-300 является некой возможностью по восстановлению баланса сил. Надо четко понимать, какие системы будут поставлены. Потому что в зависимости от этого, возможно, могут измениться и планы по поставкам. Потому что изначально речь шла о пяти дивизионах С-300. Если США поставят значительное количество систем ПРО, то, возможно, для восстановления баланса сил придется создавать уже полноценную систему противовоздушной обороны с большим количеством систем. В перспективе, возможно, Россия может пойти на поставки систем С-400. Во всяком случае, речь идет о гонке вооружений. Эта гонка была инициирована арабскими государствами Персидского залива. Россия в это втянута", - считает он.

Заявления о ненаправленности этой системы ПРО против Ирана Евсеев назвал лукавством. "Ее создание, естественно, является оборонительной мерой. Но эта система будет снижать ракетный потенциал ИРИ. А ввиду того, что баланс сил меняется, Иран должен компенсировать. Это можно сделать двумя путями. Россия планирует поставить комплексы противовоздушной обороны. Но, возможно, этого будет недостаточно, и для того, чтобы компенсировать этот минибаланс, Ирану придется наращивать количество ракет малой дальности. Потому что любая система, она забивается. Если будет массированный удар большим количеством систем, то она не сможет их перехватить. Есть определенная вероятность перехвата. То есть таким образом арабские государства инициируют, в первую очередь, гонку ракетных вооружений. Вполне возможно, что Иран будет вынужден рассмотреть возможность наращивания количества не только ракет малой дальности, но и ракет средней дальности типа "Шахаб-3" различной модификации, "Гадар-1". В любом случае, то, что я вижу, скорее всего будет способствовать именно со стороны Ирана ракетной гонке вооружений в ответ на создание такой системы со стороны США. Это не будет способствовать повышению безопасности аравийских монархий", - уверен эксперт.

При этом, по его мнению, "позиции США в целом ослабляются". "И это особенно ярко отмечают в Ливане, где вообще считают, что США способствуют уничтожению христианского населения на Ближнем Востоке. Позиция Египта тоже существенно изменилась, потому что никто в Египте не хочет быть новым Мубараком. И, по имеющейся информации, поставки российского оружия в Египет начались, причем они осуществляются за деньги Саудовской Аравии", - сказал Евсеев.

"Если говорить про аравийские монархии, то, по-видимому, их уровень влияния в регионе будет во многом определяться влиянием Саудовской Аравией. А это в свою очередь будет зависеть от ситуации в Йемене. Если там будет сохраняться крайне сложная ситуация и пойдет дестабилизация на территорию Саудовской Аравии, что в принципе возможно, во всяком случае, в приграничных районах, то в этом случае возможно ослабление Саудовской Аравии. Это приведет к ослаблению аравийских монархий в целом. Это возможно, но пока трудно прогнозировать как сроки, так и степень ослабления. К чему это может привести? В частности, к тому, что Саудовская Аравия будет менее активно поддерживать исламистов в Сирии и Ираке. От такого ослабления Саудовской Аравии есть некий позитив. То есть, по-видимому, если она будет ослабевать, то будет меньше вмешиваться во внутренние дела других государств. И это будет иметь стабилизирующий характер в некоторой степени. Говоря о других государствах, можно отметить, во-первых, наличие некой борьбы за лидерство. Хотя трудно представить такую борьбу между Катаром и Саудовской Аравией. Тем не менее, борьба за лидерство в аравийских монархиях имеет место", - считает директор Центра общественно-политических исследований.

"Многое будет определяться еще и тем, насколько США будут готовы реально поддержать аравийские монархии для того, чтобы они чувствовали себя более уверенными в условиях усиления Ирана, насколько они будут готовы реально предоставить различного рода системы вооружений, будут ли идти массированные поставки вооружений или нет, как будет идти обучение личного состава и т.д. То есть зависит от огромного количества факторов. В целом, насколько я понимаю, позиции США в регионе ослабевают, позиции аравийских монархий находятся в состоянии неопределенности", - резюмировал Владимир Евсеев.

По мнению заместителя директора Института прогноза и политического урегулирования Александра Кузнецова, подобная система ПРО "не способна изменить коренным образом обстановку в регионе". "Вообще страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия и ОАЭ, других это касается в меньшей степени, славятся как наиболее частые клиенты американского военно-промышленного комплекса. Например, не так давно Саудовской Аравией была заключена сделка на $55 млрд по закупке американского оружия. Эта система ПРО будет стоить $25 млрд", - сказал он.

Однако. по мнению эксперта, не стоит преувеличивать боеспособность армий этих стран. "На самом деле, покупается очень много вооружений, суперсовременных самолетов, ракет и так далее, которые саудовцы не смогут обслуживать. У них нет соответствующего технического персонала, нет специалистов. Даже если специалистов этих готовить, на это понадобится 4-5 лет интенсивной подготовки. И большинство этого оружия просто пылится на складах Саудовский Аравии. Сведущие люди говорят, что это некая скрытая форма дани, которую выплачивает Саудовская Аравия США. Такие многомиллиардные заказы обогащают американский ВПК очень сильно, дают рабочие места американским рабочим, дают огромные дивиденды американским промышленникам, которые этим занимаются, военно-промышленному комплексу, банкирам и так далее. Но коренным образом не меняют соотношение сил", - пояснил Кузнецов.

Что касается заявлений о том, что данная система ПРО никоим образом не направлена против Ирана, они, по его словам, являются "абсолютной ложью", "Это вооружение направлено против Ирана не как наступательное, а как оборонительное. Это вызвано иранской угрозой, подлинной или мнимой, которая в Саудовской Аравии очень раздувается в последние лет пять. Если вы почитаете газету, которая издается в Лондоне на саудовские деньги, там в каждом номере есть статья об иранской угрозе, о том, что Иран пытается окружить Саудовскую Аравию со всех сторон, что королевство находится во враждебном окружении, ему грозит агрессия и так далее. Это один из таких моментов, попытка выстроить эффективную оборону против Ирана. Поэтому здесь вне связи с иранским фактором невозможно", - уверен эксперт.

Говоря о позициях стран Персидского залива в ближневосточном регионе, Кузнецов выразил мнение, что они укрепляются в связи с активизацией политики, проводимой этим государствами. "Мы видим это по саудовской военной операции в Йемене. В Сирии в последние два-три месяца отмечены наступления боевиков, иногда очень успешно. Без саудовского финансирования и влияния это было бы абсолютно невозможно. Поэтому Саудовская Аравия стремится свое влияние увеличить, конечно, в регионе. Отчасти это получается", - считает он.

"Что касается США, то здесь наблюдается сложная картина. Они в последнее время отходят от масштабного присутствия на Ближнем Востоке. Это становится уже не по карману Вашингтону. Для США более важным является тихоокеанский регион, соперничество с Китаем. А на Ближнем Востоке просматривается тактика стравливания, сталкивания лбами Ирана и Саудовской Аравии. США постепенно уходят от лобовой конфронтации с Ираном. Я уверен, что будет подписано ядерное соглашение, вслед за которым начнется постепенная нормализация ирано-американских отношений. А на Иран будут натравливать монархии Персидского залива и взаимно ослаблять, конечно, и суннитский, и шиитский лагери", - резюмировал Александр Кузнецов.

На саммите США и страны Персидского залива договорились также работать над тем, чтобы "укрепить умеренную сирийскую оппозицию". По словам Обамы, "применительно к Сирии мы взяли на себя обязательство продолжать укреплять умеренную оппозицию" и "противодействовать всем экстремистским группировкам". Тесно сотрудничать они намерены и в поддержке Ливии во время переходного периода в стране.

Еще одной темой встречи стал палестино-израильский конфликт. Обама продолжает выступать за преодоление кризиса на основе создания полноценного независимого палестинского государства и его мирного сосуществования с израильским. Также участники саммита в Кэмп-Дэвиде пришли к выводу, что правительству Ирака необходимо достичь подлинного национального примирения на территории своей страны. Члены ССАГПЗ заявили о "приверженности к восстановлению своего дипломатического присутствия в Багдаде и сотрудничеству с иракским правительством по противодействию ИГ".

10865 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября