Сегодня в студии "Вестника Кавказа" побывал член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от исполнительного органа государственной власти Рязанской области Игорь Морозов. В прямом эфире передачи "Трибуна" он изложил российскую точку зрения на ключевые события международной повестки дня референдум в Греции, финальные переговоры по иранскому ядерному досье в Вене, саммитах БРИКС и ШОС в Уфе.
Также Игорь Морозов рассказал о перспективах расширения Евразийского экономического союза. "С 2010 года интеграционные процессы на постсоветском пространстве активизировались благодаря формированию Таможенного союза, работа над которым шла примерно 2,5 года. Таможенный союз показал нам, то есть трем наиболее развитым экономикам на постсоветском пространстве, что потенциал взаимодополняемости и взаимодействия огромен. Напомню, что в 2011 году были подведены первые итоги ТС: только во внутреннем товарообороте рост составил 43%, это был колоссальный рывок, а на внешнем контуре товарооборот увеличился на 28-29%. Это показало нам, что нужно продвигать интеграционные процессы еще дальше", - напомнил сенатор.
Руководствуясь этой идеей углубления интеграции, страны создали в 2012 году Единое экономическое пространство. "Евразийский экономический союз был следующим этапом интеграционного развития, на котором у нас будет единые рынки медикаментов, энергетики, транспортных услуг с плавным выходом на валютный союз. Мы сегодня не говорим, будет ли вообще единая валюта, но то, что валютный союз предполагает активизацию национальных валют, пересчет всех взаиморасчетов и выхода на внешние рынки, - это, вне всякого сомнения, будет сделано, так что к 2020 году мы выйдем на новый интеграционный этап", - заявил Игорь Морозов.
Он обратил внимание на то, насколько привлекательной стала зона свободной торговли с участниками евразийских интеграционных проектов. "В свое время все страны СНГ, в том числе Украина, подписали соглашение о зоне свободной торговли, которая дала очень большие преференции: и в трудовой силе, и в снятии пошлин, скажем, на продовольственном и текстильном рынках. К зоне свободной торговли ЕАЭС проявляют большой интерес страны с других континентов, от Турции до Вьетнама. Ведется разработка дорожной карты с Новой Зеландией и Пакистаном. Я думаю, многие страны скоро будут в ЗСТ в качестве первого этапа интеграционных процессов с тем, чтобы потом стать партнерами по ЕАЭС. У нас большие перспективы", - уверен член Комитета Совета Федерации по международным делам.
При этом, заметил Игорь Морозов, участники ЕАЭС активно заимствуют опыт у соседних экономических объединений. "Отрабатывая алгоритмы взаимодействия, мы смотрим на Евросоюз, дабы исключить те ошибки, которые сделал наш европейский партнер. И здесь мы идем последовательно, набирая обороты, поэтому выход ЕАЭС на межрегиональное сотрудничество с интеграционными группировками БРИКС, ШОС это совершенно объективный процесс следующего этапа. Недаром сегодня в Уфе проводятся саммиты этих двух организаций, практически в центре евразийской интеграции", - сказал сенатор.
По его оценке, сегодня БРИКС очень серьезная новая организационная форма интеграционной группировки трансконтинентального масштаба. "Я очень внимательно отслеживаю, как американцы ведут переговоры с Евросоюзом, Японией и Канадой по трансатлантическому партнерству и сравниваю это с БРИКС. Считаю, мы идем впереди партнерства, которое сейчас создается американцами: у нас полное понимание с нашими пятью партнерами. Мы создали новый банк развития БРИКС, позавчера было подписано соглашение Центральными банками о начале работы пула условных валютных резервов, что чрезвычайно важно в условиях кризиса и внешнего давления для всех пяти стран БРИКС. Банк развития БРИКС заключил соглашение с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. То есть геополитический центр принятия решений и собственно развития смещается из Европы в Азию", - пояснил Игорь Морозов.
"Однако никто не хочет отстать поэтому американцы тоже планируют создать новое трансконтинентальное пространство. Это геополитическое противостояние, которое может сегодня расколоть мир по новому полюсу, я думаю, является главным вызовом и угрозой для развития всей цивилизации. Американцы осознанно ведут деструктивную внешнюю политику, чтобы не дать возможность подняться новым странам и не потерять лидерства. Однако уже появились новые центры мира: Россия, Китай, Индия, в Латинской Америке поднимаются не только Бразилия и Аргентина, но и другие страны против американского засилья. Не так давно мы приехали из Эквадора. Когда Валентина Ивановна Матвиенко выступила с идеей развития многополярного мира, зал рукоплескал, эквадорцы не садились, и после этого все говорили только о засилье доллара, о том, как его прекратить, о необходимости реформирования МВФ, Всемирного банка и ООН. Все говорили о многополярном мире и о России. Я думаю, что за этим будущее", - заключил член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель от исполнительного органа государственной власти Рязанской области Игорь Морозов.