Вестник Кавказа

"Газпрому" предложили поставлять газ в Китай через Казахстан

"Газпрому" предложили поставлять газ в Китай через Казахстан
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Глава "Казмунайгаза" Сауат Мынбаев заявил, что Астана предлагает Москве альтернативный вариант поставок газа в Китай - транзитом через Казахстан. Для этого можно использовать существующий маршрут поставок из России на юг Казахстана по газопроводам Бухара-Урал и Бозой-Чимкент.

"Газпрому" Казахстан предлагает использовать уже существующую в стране инфраструктуру для экспорта газа в Китай. Южные области Казахстана "Газпром" сейчас снабжает по газопроводу Бухара-Урал (осенью 2014 года запущен в реверсном режиме), затем газ подается в газопровод Бозой-Чимкент, который соединен с магистральным газопроводом Средняя Азия-Китай, по которому Пекин получает газ из Туркмении.

"Что касается возможности поставок газа по этому маршруту на Китай, то потенциально такой интерес, безусловно, есть", - заявил Мынбаев газете "Коммерсантъ". В настоящее время газ из газопровода Бозой-Чимкент из-за невысокого давления в трубе, по его словам, не может быть направлен в газопровод Средняя Азия- Китай. Однако Казахстан планирует увеличить мощность трубы Бозой-Чимкент с 2,5 млрд до 10 млрд кубометров за счет установки трех компрессорных станций.

"Если будет намерение - а оно уже проглядывается - по транспортировке газа (из России) в Китай, то нам нужно небольшие компрессорные станции поставить, чем мы уже занимаемся, и тогда газ будет спокойно проходить по маршруту. То есть в принципе в случае реализации этого проекта не надо будет ничего выдумывать по новым трубам, можно все это делать по уже существующим газопроводам", - сказал Мынбаев.

В российской газовой компании по поводу использования газопровода Бухара-Урал в реверсном режиме изданию заявили, что такая схема позволяет Казахстану снизить импорт узбекского газа. "В теории, когда газопровод Бейнеу-Бозой-Чимкент будет достроен, а ресурсной базы будет хватать, Казахстан сможет сам обеспечивать южные области",- отметили в "Газпроме". В то же время использование маршрута для экспорта в Китай комментировать отказались. Источник в компании тем не менее отметил, что предложение не выглядит очень привлекательным и в любом случае строительство "Алтая" остается абсолютным приоритетом.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин выразил сомнение, что это предложение привлекательно для России.

"Ключевой вопрос, когда мы говорим о маршруте через Казахстан - это ресурсная база, то есть откуда этот газ пойдет. Дело в том, что у нас до сих пор в Китай рассматривалось два маршрута - это подписанный контракт по "Силе Сибири". И для него, соответственно, ресурсная база - это месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока, то есть восточная часть нашей страны, которая очень далеко от Казахстана. Второй проект, который рассматривался - это "Алтай". Для него ресурсная база - это действующие и вновь разрабатываемые месторождения на севере, туда ближе к Ямалу, то есть это основная ресурсная база нашей Западной Сибири, и оттуда соответственно газ напрямую поступает в Казахстан. На самом деле, если для этой ресурсной базы рассматривать, то газопровод "Алтай" практически самый короткий был", - сказал он.

При этом эксперт отметил, что "не очень понятно, какие плюсы прибавляет маршрут через Казахстан, кроме дополнительного транзитного звена для России". "С экономический точки зрения тут в общем-то привлекательности не видно, потому что, во-первых, нет уже действующих газопроводов, которые бы для этой цели могли бы использовать. То есть это не позволяет сэкономить на проектных затратах. Все равно придется реализовывать и строить новые мощности. И соответственно экономии никакой не получается. Единственное, здесь что можно отчасти назвать привлекательным, это, возможно, небольшое изменение газопровода "Алтай" и его прохождение через казахскую территорию, которое позволит обойти Алтайские горы и построить его через более равнинную территорию. Но это требует более детального изучения и понимания того, на самом деле, что удастся в этом случае сэкономить", - резюмировал Кулагин.

8955 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ