Гость программы «Трибуна» Юлия Вепринцева, сенатор от Тульской области, член Комитета Совета Федерации по социальной политике.
- Недавно прошел форум «Алтай. Точки роста 2015», где обсуждались, в том числе, вопросы внутреннего туризма. Что необходимо для развития внутреннего туризма?
- Форум прошел на достаточно высоком уровне. Подготовка была великолепной, очень много вопросов обсуждалось, не только даже по внутреннему туризму, но и по импортозамещению, и развитию ГЧП в социальной сфере. Но внутреннему туризму уделялось большое внимание, потому что эта тема достаточно актуальна сейчас. Внутренний туризм - это в первую очередь развитие наших регионов и каждого региона в отдельности. Все субъекты РФ имеют достаточно большой потенциал для развития внутреннего туризма, каждому регион есть, что показать, просторы нашей страны велики. Какой бы регион мы ни взяли, везде есть, что посмотреть. Чтобы развитие внутреннего туризма было эффективным и быстрым, чтобы получать от этого доходы, должна быть поддержка государства. Есть Федеральная целевая программа по развитию внутреннего, въездного туризма, но мы понимаем, что денежных средств, которые от государства поступают на развитие в регионах туризма и инфраструктуры, недостаточно. Вкладываться в туристическую отрасль должны спонсоры, а пока у нас мало гостиниц, хороших дорог.
- Там, где туристов изначально было мало, наверное, люди просто элементарно не знают, как это делается?
- Наверное, просто разучились. Раньше туристы ездили по всей России, даже разбивали палаточные лагеря. Конечно, обслуживание было на другом уровне. Сейчас этому учат, но мало институтов, даже не институтов, а факультетов, направлений, которые этому обучают на профессиональном уровне. Но должен быть определенный уровень обслуживания. Придя в гостиницу за границей, мы всегда видим улыбающихся людей за стойкой. В некоторых наших гостиницах уровень обслуживания повышается, но не всегда мы видим эти доброжелательные лица за стойкой. Поэтому поддержка государства нужна и важна для развития инфраструктуры.
- Экологический туризм - новый тренд в российском туризме. Все ли есть в нашем законодательстве, чтобы это направление туризма развивалось?
- Я вас разочарую, потому что в действующем законодательстве вообще отсутствует понятие экологического туризма. Экологический туризм включает в себя несколько форматов – нужна и охрана окружающей среды, и экология, и сфера сельского хозяйства. Формат экотуризма был бы очень актуален для России, потому что как говорится: приди, посмотри и ничего не порти в природе. Природа сама по себе дает колоссальный формат для отдыха каждого туриста, поэтому он был бы самым распространенным в нашей стране, но тут достаточно много вопросов возникает в связи с тем, кто организовывает этот туризм. А даже понятия такого нет.
Нужно приводить в соответствующий формат, необходимо межведомственное взаимодействие, особенно когда речь идет о пересечении экотуризма с этнотуризмом.
- За рубежом он очень распространен и стоит не так уж дешево. Хотите поучаствовать в сборе оливок где-нибудь на Сицилии или Тоскане? Добро пожаловать! Платите деньги, живите в деревенском доме и занимайтесь всем этим сельским трудом в той мере, сколько вы хотите заниматься...
- Экономический кризис дал импульс для развития внутреннего туризма. Доллар и евро поднялись очень высоко, путевки стали дорогими, а для полноценного отдыха нужна смена обстановки - уехать на Кавказ, уехать в Крым, подышать свежим воздухом.
- Давайте поговорим о Тульской области с точки зрения туризма. Чем примечателен этот регион?
- Туристические маршруты разрабатываются. У нас четыре федеральных музея, самый известный - Ясная Поляна. У нас достаточно большой поток туристов, но мы готовы принимать еще больше. Есть еще Федеральный музей Куликово поле, военно-исторический музей, государственный музей-заповедник Поленово, который тоже достаточно известен. И, конечно, уникальный Музей оружия, который архитектурно сделан в виде шлема. Это интерактивный музей, там можно потрогать холодное оружие, можно переодеться в различные исторические костюмы, для детей сделаны викторины, их встречают аниматоры, играют, они отвечают на вопросы, получают призы. Есть оружие в виде трехмерного изображения, его можно собрать, разобрать, посмотреть.
Есть отдельные площадки для детей, где с ним занимаются в то время, пока мамы и папы, бабушки и дедушки и слушают историю Тульской области и смотрят экспонаты.
В Туле шикарный Кремль, восстановили колокольню. Ее восстановил Владимир Сергеевич Груздев, наш губернатор, который работает в Туле три с лишним года. Кремль обновили, он стал настолько интересен и для детей, и для взрослых. Можно прийти, отдохнуть, посидеть на скамеечке. Для детей работают интерактивные площадки.
-Давайте поговорим о форуме Социальных инноваций, который недавно прошел в Омске. В чем, как вы считаете, основной тормозящий фактор в развитии социальных услуг?
- Я выступала на круглом столе по Развитию и внедрению в социальную сферу государственно-частного партнерства (ГЧП). Фундаментальная проблема развития ГЧП в регионах - ухудшение условий привлечения долгосрочного финансирования. Краткосрочное финансирование ГЧП, конечно, не устраивает. Люди готовы вкладывать большие денежные средства, но им нужна защита и уверенность в том, что это долгосрочный формат вкладывания денег, что потом они могут деньги обратно получить.
Сказывается и отсутствие полной нормативно-правовой базы, однозначно определяющей основы регулирования правил игры на рынке ГЧП. Это достаточно большая проблема, потому что если нет нормативно-правовой базы, люди не понимают, каким образом они должны оформлять документы, как правильно вести те или иные форматы, то есть вот здесь проблема возникает.
Важен уровень компетенции тех сотрудников, которые должны помогать и обеспечивать формат предоставления документов и их оформления. Если бы эти три проблемы были решены, наверное, ГЧП в формате социальных инноваций развивалось быстрее и интенсивнее.
- Социальная помощь, как правило, бесплатная и предоставляется государством. Как внедрить туда частников, чтобы частнику тоже было интересно?
- Должно быть право выбора у каждого человека. Социальные услуги предоставляются за какое-то денежное вознаграждение минимального формата. Стрижка для пенсионеров стоит 20 рублей. А частник берет ту же самую сумму, но у него качество может быть другим. Дедушка или бабушка могут выбирать.
Есть социально-частное партнерство, где, например, есть историческая архитектура, и предприниматели готовы обновить фасад, обустроить, но, естественно, взамен они тоже должны что-то получать. Такие формы рассматриваются.
- Юлия Владимировна, мы с вами находимся на «Вестнике Кавказа». Бывали ли вы на Кавказе?
- В детском возрасте с родителями, конечно, ездили. Шикарная природа, очень доброе отношение людей к тем, кто приезжает, и наверное, самое главное, природа и воздух. Там надо и экологический, и этнический туризм развивать. Проблема еще в отсутствии информации - сколько стоит билет на самолет, на поезд, какие достопримечательности посмотреть.
Нужно как можно больше давать информации о каждом регионе. Агентство по туризму разрабатывает сайт, чтобы все регионы давали туда свою информацию, и можно было войти через интернет и посмотреть. По Турции и Египту очень большое количество сайтов, а если мы с вами адим поисковый запрос «Тульская область», «Новгородская область», «Алтай» информационно-поисковая система выйдет два-три сайта. Причем там не будет полной информации, куда можно поехать, а если люди сами желают ездить на своей машине, своим транспортом, то проложить индивидуальный маршрут будет достаточно сложно.
Информированность должна быть. Тогда было бы проще выстроить цепочку, чтобы узнать, где, что, как, откуда можно доехать, добраться, что купить и что посмотреть.