Гость программы "Трибуна" член комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Лебедева, сенатор от Волгоградской области, многократная чемпионка мира и Европы, олимпийская чемпионка по легкой атлетике.
Продолжение. Начало см. "Татьяна Лебедева: "Патриотизм - это, в первую очередь, знание и уважение истории""
- В российский хоккей и футбол денег вкладывается очень много, а результаты иногда бывают разочаровывающие. Раньше говорили, нет денег. Сейчас вроде бы деньги есть, а результата нет. Что нужно для побед?
- Почему такое положение у нас в футболе и хоккее? Нужно вводить ограничение по легионерам. Их число не должно быть бесконечно. Мы понимаем, что это бизнес, это большие деньги, но все равно должен быть трехсторонний договор между Континентальной хоккейной лигой, Федерацией и Министерством спорта. Потому что спрашивают с Министерства спорта, почему команда по футболу, по хоккею выступила так, а не иначе. А министерство не может контролировать ситуацию.
Недавно завершились Европейские игры в Баку. Они очень нужны, потому что мастерство и профессионализм спортсмена растет от того, как много он выступает. Чем больше он выступает, тем больше набирается опыта. Любые соревнования – это стресс, но и определенный опыт и анализ.
Чем больше спортсмен выступает, тем лучше. Но большинство российских спортсменов сидит на скамейке запасных. Они вроде бы хорошие, но количество проведенного времени в игре минимальное. От этого опыт не прибавляется. А перспективы и таланты у нас есть. Сейчас Министерство спорта для спорта высших достижений привело все олимпийские базы в соответствие, отстроили, обновили, к ним нельзя придраться. Тренируйся и готовься! Министерство в этом плане делает все возможное. Может быть, сейчас они "спустятся" до студенческого спорта, чтобы его тоже развивать. Хотя тоже здесь палка о двух концах. Министерство не может объять необъятное, не может заниматься районными соревнованиями. С другой стороны, оно должно поддерживать общественные организации, региональные федерации, которые все проводят соревнования. Если у них активная позиция, им нужно помогать, субсидировать. Должна быть взаимосвязь, чтобы мы видели, что резерв растет.
Если брать легкую атлетику, то сейчас в Азербайджане прошла третья лига, у нас была супер-лига в Чебоксарах. Наша команда в прошлом году проиграла сборной Германии. В этом году в первый день мы выигрывали только 1-2 очка у Германии, такое было опасное положение. А во второй день, наши просто стали выигрывать, как будто заслонка какая-то открылась, и пошли первые места с большим отрывом в 20 очков. Наверное, это тоже хорошо, потому что, когда ты выигрываешь всегда все виды, это тоже неинтересно.
- От чего это зависит? Я вас спрашиваю даже не как политика, сенатора, а как именно олимпийскую чемпионку.
- В российских федерациях по видам спорта должны быть объективные люди, которые сами спортом занимались. Не просто пришел и готов деньги вкладывать.
[Главный тренер сборной России по легкой атлетике] Юрий Михайлович Борзаковский не спал ночами, переживал. Он говорит, что главное – это спортсмен. Он всегда поздравлял, даже если спортсмен занял второе, третье место, но боролся. Президент Европейской легкоатлетической ассоциации Свейн Арне Хансен из Норвегии тоже выходил и всегда поздравлял спортсменов. Он говорит, что спортсмен должен чувствовать, что он главный, народ пришел на него смотреть, а мы просто чиновники, функционеры. Когда спортсмен это поймет, он по-настоящему раскроется. Главное знать, что в него верят не только друзья, тренер, а зрители и даже чиновники пришли болеть.
Наша команда молодая. У нас много новых лиц, которых я не знаю. Мне пришлось по ходу соревнований с ними знакомиться. Я вижу, что командный дух у них появился. Все-таки легкая атлетика – индивидуальный вид спорта, но командные соревнования объединяют, когда каждый болеет за другого. В спорте высших достижений мелочей не бывает.
- Ваш рецепт – это грамотная организация и правильное отношение, психологический настрой спортсменов?
- Да. Отношение главных тренеров, чиновников к спортсменам, потому что они должны знать, что именно спортсмен – это главное лицо, а не чиновник и не министерство спорта. Спортсмену нужно предоставлять условия в соответствии с его результатом. Победитель получает всё.
Почему дети не могут стать сразу олимпийскими чемпионами? Он может быть физически крепок, но он психологически не готов. Когда ты тренируешься, выступаешь, должен быть баланс. Когда ты чувствуешь, что ты хорошо готов, то у тебя и психологическое состояние нормальное. Тренер, психолог, семья тоже играют роль. Нельзя давить на спортсмена проблемами семьи или глобальными вещами, нужно стараться ограничить это. Говорят, что спортсмены зашоренные. Они не зашоренные, они просто мотивирование и сконцентрированные. Когда он ставит главную цель –завоевать золото Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, он отсекает все остальное. У него главный приоритет – спорт, победа. Семья – на втором месте, друзья – на третьем месте. Тренер и семья должны понимать, если он пошел в профессиональный спорт, они должны ему помогать, а не наоборот отнимать у него энергию.
Спортивная карьера не вечна. Когда она заканчивается, спортсмен остается таким же активным, готов и дальше учиться. Спортсмены хорошие исполнители, потому что всегда верят тренеру, психологу. И если он попадает в правильные руки, то он потом и дальше в жизни может состояться, потому что трудолюбия ему не занимать. Главное, нужно его веру поддерживать, должна быть опора, которая ему помогает. Тогда он может и горы свернуть.
Мы стараемся привлекать спортсменов, которые занимают активную гражданскую позицию, пропагандируют здоровый образ жизни, встречаются со студентами, со школьниками. Когда мы были детьми, мечтали, что будем олимпийскими чемпионами. Я в 18 лет в первый раз увидела олимпийского чемпиона, пожала ему руку, для меня это было событие. Хочется, чтобы каждый ребенок в любой глубинке могу соприкоснуться с чемпионом и поверить, что не боги горшки обжигают, что все в ваших руках, главное верить, никогда не сдаваться и верить, что все мы родились под счастливой звездой. И благодать обязательно будет присутствовать, если мы в это верим и к этому стремимся.