Заседание МОК 5 декабря перевернуло олимпийское движение: Россия была отстранена как страна от Зимней Олимпиады в Пхенчхане, а Олимпийский комитет России – дисквалифицирован. При этом россиянам позволено выступить на Олимпиаде под флагом МОК в статусе "олимпийцы из России", однако для этого им будет нужно пройти международную спецкомиссию. "Вестник Кавказа" побеседовал с членом Комитета Совета Федерации по социальной политике, олимпийской чемпионкой Татьяной Лебедевой о том, каковы будут последствия этих скандальных решений Международного Олимпийского комитета.
- Татьяна Романовна, по вашей оценке, как подобный беспрецедентный инцидент повлияет на олимпийское движение?
- Олимпийское движение уже давно в кризисе. При этом, напомню, у него были разные периоды за столетнюю историю, и когда Олимпийские игры не проводились во время мировых войн, и когда основные страны бойкотировали Олимпиады в 1980 году и 1984 году. Находиться в кризисе олимпийскому движению не впервой, однако, если оно хочет сохранить свое лицо, ему самое время включить разум. И тут важно, что россиянам все же дали возможность выступить, какое бы давление ни оказывалось со стороны многих известных личностей, требовавших полностью отстранить от Олимпиады всех граждан России. Просто пойти по этому пути, включить гордыню и сказать "Мы разворачиваемся и уходим" сейчас нельзя, потому что тогда надо будет ответить на вопрос, зачем мы начали борьбу два года назад, когда стали восстанавливать РУСАДА и искать выход из ситуации. Все это делалось явно не для того, чтобы теперь говорить, что нам вообще ничего не надо, тем более что это окончательно отбросит нас на несколько лет назад в рамках всех мировых общественных спортивных движений. Те критерии, что были выдвинуты МОК, вполне выполнимы, в них нет, к примеру, тупикового требования признать доклад Макларена, который мы никогда не признаем. При этом, безусловно, мы должны защищаться в судебном порядке, и тут проблема в том, что за два года борьбы мы все время говорили, что мы подаем иски, а в итоге оказывается, что наши спортсмены защищаются в судах в частном порядке, без организованной поддержки.
- Таким образом, бойкот этой Олимпиады является неверным решением, и россиянам стоит выступить под флагом МОК?
- Я на стороне атлетов, я считаю, что бойкотировать Олимпиаду нельзя. Принять решение должны именно спортсмены, а не государство. При этом выбор сделать должен коллегиальный орган, чтобы ни в коем случае не в частном порядке принимались решения, кто поедет, а кто нет. Спортсмены, которые подходят под критерии МОК, сядут вместе и обсудят, что же делать. Это будет большая ответственность и большое нервное напряжение, так как мнения в обществе сейчас разделились – кто-то считает, что ехать на Олимпиаду в таких условиях недопустимо, кто-то думает иначе. Наши спортсмены, которые поедут, должны понимать, что выступить они должны достойно, показать максимальный результат, лучше, чем могут. Они должны быть готовы нести двойную нагрузку, ведь именно сейчас будет огромная ответственность не только за себя, но именно за страну – что бы ни говорили о нейтральном флаге, они все равно будут OlympicAthletesfromRussia, все равно будут представлять Россию. То есть наши атлеты будут выступать не полностью обезличенно, как это было в Международной федерации легкой атлетики, где было запрещено использовать слово "Россия", кроме того, на церемонии закрытия наша команда пройдет под российским флагом.
Тут нужно понимать, что мы оказались под новой информационной атакой, когда раскол между нашими гражданами будут всячески стараться усилить. Те же боты, которые до вчерашнего дня критиковали Россию, наши внутренние дела, сейчас вовсю кричат: "Да! Надо бойкотировать! Мы гордые", это явный информационный вброс, чтобы разделить на два лагеря и ослабить наше общество. Между тем олимпийское движение всегда объединяло людей, и мы должны понимать, что если наши спортсмены поедут, нам необходимо объединиться и полностью их поддержать, дабы они выступили как можно лучше. Справедливость все равно восторжествует, и не исключено, что, когда Россия вернется в олимпийскую семью, национальный олимпийский комитет будет восстановлен в правах, там, где было написано Olympic Athletes from Russia, будет написано "Россия". Все-таки люди имеют гражданство.
- Повлияет ли как-либо это событие на развитие спорта в России?
- Не думаю, что значительно повлияет, поскольку спорт высших достижений – это отдельная тема. Кроме того, всегда будут находиться талантливые спортсмены, которые будут завоевывать медали. При этом надо понимать, что, если мы сейчас запретим выступать нашим атлетам на этой Олимпиаде, у молодежи, которая равняется же не только на музыкантов и актеров, но и на спортсменов, будет меньше кумиров, а ведь они играют большую роль в становлении личности – люди занимаются спортом, желая быть похожим на кого-либо. Как раз здесь мы не должны терять свои позиции, нужно выступить как граждане России, как россияне, чтобы показать пример и дать опыт поведения в кризисное время. В каждой общественной организации случаются не самые лучшие времена, и нам нужно смотреть на десять шагов вперед, а не включать эмоции. Да, идет противостояние, политическая подоплека решения МОК очень большая, но нужно быть, как говорится, на голову сильнее и сильно выступать.
Также мы должны восполнить существующие пробелы и исправить ошибки. Мы сами заинтересованы в этом в первую очередь, если не хотим повторения таких ситуаций. Необходимо обратить больше внимания на массовый спорт, чтобы находить талантливых детей, которые потом становились бы настоящими спортсменами. Из массового спорта рождается спорт высших достижений, рождаются чемпионы. Пока у нас в спорте высших достижений есть определенные сложности, мы должны вкладываться именно в массовый, детско-юношеский спорт, причем делать это профессионально, понимая, что нужны и тренерские кадры, и медико-биологическая обеспеченность в рамках разрешенного, в том числе индустрия специализированного питания, дабы профессионалы были без допинга и добивались высоких результатов.