Иранский Корпус стражей исламской революции обвинил Саудовскую Аравию в причастности к нападениям в Тегеране, когда две группы террористов одновременно напали на здание иранского парламента и мавзолей имама Хомейни. Об истоках терроризма ″Вестник Кавказа″ беседует с президентом центра "Россия - исламский мир" Шамилем Султановым.
- В чем причина всплеска террористической активности?
- Думаю, это общая проблема, связанная с тем, что человечество переживает системный кризис. Характерный пример этого системного кризиса - резкое усиление национализма, религиозного фанатизма, отсутствие каких-то общих консолидирующих идеологий. Старые идеологии - коммунизм, социализм, либерализм - дискредитированы в той или иной степени, они исчезают. Возникает пустота, цивилизационный вакуум смысла жизни. Ради чего мы живем? Ради того, чтобы набить брюхо? На фоне этого вакуума и системного кризиса усиливается роль экстремистских, радикальных идеологий, которые предлагают альтернативу: жизнь - фуфло, имеет смысл только героическая смерть. Так всегда было в истории. Женщина, которая совершила теракт в Иране, покончила с собой, потому что ее зомбировали. У нее не было смысла в жизни. Плюс на иранские теракты оказали влияние американские спецслужбы. Когда происходит теракт, сразу приходится задаваться вопросом, какая спецслужба стоит за этим терактом. Сами по себе террористические структуры не возникают. Они возникают под кураторством определенных спецслужб, которые вербуют людей. Исполнителями некоторых терактов в Европе были не мусульмане. Это были наркоманы, люди, которые якшались с проститутками. Это поле, где их было легко завербовать и сделать из них агентов. В ходе серии лондонских терактов в метро на 30 июня 2005 года пострадали сотни людей, была паника, но потом оказалось, что британская контрразведка Mи-5 именно тот день назначила учения по борьбе с террористической угрозой. Эти события совпали по времени… Если хотите справиться с террористами, то ищите, какая спецслужба за ним стоит.
- То есть, нет никаких шансов, что спецслужбы России будут взаимодействовать со спецслужбами других стран?
- Бороться надо не с исполнителями, а с мощными структурами, которые это организуют. Россию называли родиной террористов. Когда началась Первая мировая война, то сразу все теракты закончились. Потому что Министерство внутренних дел России имело свою агентуру во всех этих экстремистских организациях, и оно тут же их всех прихлопнуло.
- Кого вы сейчас считаете союзником России в деле борьбы с терроризмом?
- В деле борьбы с терроризмом я считаю союзниками России российскую армию, российский флот и российские спецслужбы. Всё. К какой-то степени Иран и отчасти Китай. Но Китай слишком большая страна, чтобы быть чьим-то союзником. Раньше я бы назвал Кубу, там были очень хорошие спецслужбы.
- Как бы вы прокомментировали текущую ситуацию в Сирии?
- Сейчас пока тупик. Мы приложили грандиозные усилия там, но без консенсуса глобальных игроков, без консенсуса региональных игроков этот региональный кризис решить невозможно. А консенсуса нет. Есть противоречия между Россией и Соединенными Штатами, Россией и Европой, сейчас усиливаются противоречия по Сирии между Китаем и Россией. Если не сделать прорыва, то это надолго.
- Как вы оцениваете современные отношения России и Турции?
- Объективно Россия и Турция - страны, которые нуждаются друг в друге, несмотря на сложную историю. Турция сейчас является вторым потребителем российского газа после Германии. Раньше второе место занимала Украина, и если лишить ″Газпром″ еще и турецкого рынка, то будет не очень хорошо. Для Турции Россия - это рынок сельхозпродуктов, для России Турция хороший курорт. Кроме того, и к Путину, и к Эрдогану особое отношение на Западе. А когда у тебя общие враги, это объективно заставляет сближаться.
- В понедельник Бахрейн, ОАЭ, Саудовская Аравия, Египет, Йемен, Ливия, Мальдивы и Маврикий объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром. Это как-то скажется на мировом газовом рынке?
- Никак не скажется. Большинство бизнесменов, у которых солидная аналитика, сразу пришли к выводу, что это все показушная игра, которая не повлияет ни на поставки нефти Саудовской Аравии, ни на поставки газа из Катара. Журналисты разгоняют сенсацию, а сенсация где-то в другом месте.