Вестник Кавказа

Мона Халиль: «Лозунг «Ислам – вот решение!» не имеет к исламу никакого отношения»

Ученые-арабисты, политологи, эксперты эпизодически сетуют на то, что российские СМИ транслируют искаженную картину событий в Египте. После круглого стола, посвященного развитию «страны пирамид» директор Центра гуманитарного сотрудничества, журналистка и издатель Мона Халиль рассказала «Вестнику Кавказа» о египетских перспективах.

- Как, по вашему, будут развиваться события вокруг Египта после отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси?

- Мы надеемся, что конфликтная волна будет спадать в Египте. Она уже спадает. Сейчас работает временное правительство, очень профессиональное, высоко профессиональное. Надеемся, оно будет эффективным. Через полгода мы ждем новых президентских выборов. Для нас сейчас главное – сделать хорошую, достойную конституцию страны, и просто много-много-много работать. И я надеюсь, что у нас все получится.

- Как бы вы оценили перспективы восстановления египетской экономики?

- Один из главных сегментов работы правительства – это финансово-экономический блок. Но у нас огромная надежда на то, что пришли очень высоко квалифицированные специалисты, профессионалы, которые будут делать все возможное для того, чтобы вывести страну из экономического кризиса. Инвестиции поступают. Туризм, надеюсь, сейчас начнется развиваться еще активнее. Есть все предпосылки для того, чтобы Египет в ближайшее время просто смог показать какой-то действительно серьезный шаг вперед.

- Очевидно, на ситуацию в Египте влияет положение в ближневосточных государствах, в частности, в Сирии. Как вы оцениваете тамошнюю ситуацию?

- По поводу Сирии предсказывать что-либо очень трудно. Но опять же мы надеемся на то, что все-таки восторжествует здравый смысл, что правительство Башара Асада удержится у власти, и что этот бесконечный поток боевиков не только из арабского мира, но, видимо, и со всего мира, который целенаправленно устремился туда, наемников, все-таки прекратиться, и образом ситуация в Сирии нормализуется.
Я бы хотела сказать еще о том, что недавно Египет принял решение о предоставлении безвизового режима для сирийских беженцев. Думаю, что это важно.

- А по поводу расторжения отношений между Египтом и Сирией?

- Бывший, свергнутый президент Египта Мурси денонсировал дипломатические отношения с Сирией, было закрыто посольство, выслан посол. Надеюсь, что сейчас в срочном порядке это безумие будет переиграно. Конечно, Египет и Сирия – это ближайшие страны, которые просто невозможно помыслить вне дружеских и, конечно, дипломатических отношений.

Говоря о причинах очередной революции в Египте, Мона Халиль заявила: «В те дни порядка 33 миллионов человек вышли на разные площади, улицы египетских городов. На улицы вышло порядка 57% всего дееспособного населения страны. Причин для требования отставки Мурси было много. Люди устали от бесконечного повышения цен, ухудшения уровня жизни, перебоев с электричеством, которые начались в последнее время, с бензином. А главное в Египте началось то, что простые египтяне называют «торговля религией», или «торговля верой». Многие голосовавшие за «Братьев-мусульман» очень быстро поняли, что их обманули, что знаменитый лозунг этой организации «Ислам – вот решение!» не имеет к исламу никакого отношения. Такого лицемерия от власти, прикрывающейся религией, египтяне со своим традиционным религиозным сознанием стерпеть не могли, они были возмущены попыткой спекуляции религией и манипуляцией их религиозными чувствами.
Светская интеллигенция была возмущена возможным запретом на балет в стране, танцы, потому что это якобы греховное занятие.
Люди, имеющие представление об экономике, пребывали в ужасе от неспособности «Братьев-мусульман» решить хоть какую-то экономическую задачу. И страна стремительно неслась к экономической катастрофе.
Президент Мурси разорвал дипломатические отношения с Сирией. Призвал египетскую молодежь к джихаду против режима Башара Асада. Грозил Эфиопии, которая решила построить дамбу на Ниле, войной. И складывалось ощущение, что Египет может быть втянут в военные действия с другими государствами без видимых на то причин. И национальная безопасность страны оказалась под вопросом. Что безусловно явилось одним из больших беспокойств вооруженных сил Египта.
Надо сказать, что чашу терпения переполнила конституционная декларация. Мурси подписал конституционную декларацию, согласно которой вся полнота власти переходила к президенту. Он возвышался над конституцией, и это была такая уже легитимная узурпация власти. Это настолько шокировало всех людей, потому что такого себе даже Хосни Мубарак не позволял».

По словам Моны Халиль, «США очень резко отреагировали на произошедшее в Египте. Они очень активно поддерживали «Братьев-мусульман». Сразу заявили о том, что в Египте произошел военный захват власти, что это маленькая группка людей, которая пытается перехватить власть у легитимно избранного президента. Как мы знаем, конечно, это не так, но тут западные СМИ постарались по полной программе.
Сюда же, в эту же копилку американского негодования падает и недавняя реакция турецкого премьер-министра Эрдогана, который был крайне возмущен свержением Мурси, сказал, что для него есть только один президент Египта – Мухаммед Мурси, что в Египте произошла катастрофа. И это была одна из самых резких позиций по данному вопросу, которые звучали из-за рубежа.
Турция уже давно свернула свой проект вступления в Евросоюз и уже давно претендует на роль лидера пантюркистского мира, и с недавних пор появились намеки на то, что эта страна, возможно, хочет видеть себя лидером всего исламского мира. Это видно из исламизации, которая происходит в Турции. И главной опорой в арабском мире режиму Анкары виделся, конечно, Мухаммед Мурси и «Братья-мусульмане». Вся эта история проходит под активную поддержку Соединенных Штатов, которые, вероятно, представляли себе, что, может быть, Каир и Анкара станут исламистскими и подберут под себя весь оставшийся исламский мир. Произошедшее в Египте не очень было ожидаемо американцами. Они были, как ни странно, не готовы к этой ситуации».

12845 просмотров