Руководитель берлинского Европейского института кавказских с каспийских исследований Матиас Дорнфельдт в интервью "Вестнику Кавказа" дал оценку происходящему в Европе из-за наплыва беженцев, а также недавней беспрецедентно жесткой резолюции Европарламента по Азербайджану.
- Обострившаяся в последние месяцы проблема беженцев и Ближневосточного региона стала центральной темой европейской политики. Как вы оцениваете сложившуюся в данный момент ситуацию?
- Мы столкнулись с крупнейшим со времен конца Второй мировой войны кризисом беженцев. Большинство людей бегут от гражданской войны в Сирии, а также нестабильности в Ираке и Ливии. Политики лишь сейчас начали осознавать, что необходимо прикладывать больше усилий и более активно содействовать разрешению сирийского конфликта. Канцлер Ангела Меркель более не исключает возможности проведения переговоров с сирийским президентом Башаром Асадом. Но это должно было произойти раньше, чтобы спасти жизни многих людей.
ЕС не был и до сих пор не готов к такому потоку беженцев. Дублинский механизм сегодня представляет собой не более чем макулатуру, а так называемые «фронтовые» государства ЕС чувствуют себя брошенными. Не наблюдается и солидарности внутри Европы. Основной груз проблем на себя взвалили лишь несколько стран, к которым относятся Германия, скандинавские государства и Венгрия. Венгрия не способна справиться с наплывом людей и законно охраняет свои границы с Сербией и Хорватией, за что венгров критикуют - на мой взгляд, крайне несправедливо.
- Что вы можете сказать относительно позиции Германии в этой ситуации?
- Канцлер ФРГ и часть немецких политиков посылают неверные сигналы, принимая беженцев в неограниченном количестве. Безусловно, попавшим в беду людям необходимо помогать, но Германия не может принимать всех, кто сюда хочет, равно как и не в состоянии их всех интегрировать.
Стабильная политика ЕС и ФРГ в этом вопросе направлена на поддержку беженцев в государствах, находящихся в непосредственном соседстве с кризисными странами, с тем, чтобы сбежавшие туда от войны люди могли проживать там в человеческих условиях до окончания войны. К этим странам я отношу Турцию, Пакистан, Ливан и Иорданию.
Помимо этого, квоты для беженцев должны быть распределены не только между странами-членами ЕС, но также и между государствами, состоящими в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, в частности, Саудовской Аравией и Катаром. Также к решению проблемы должны быть привлечены США и Канада. В конце концов, ведь именно американская интервенция в Ирак открыла ближневосточный «ящик Пандоры». США несут часть ответственности за сегодняшний кризис беженцев.
- Наряду с Ближним Востоком, занимающим сегодня европейских политиков, одним из приоритетов ЕС считается сотрудничество с постсоветскими странами, в частности, странами «Восточного партнерства». Как вы оцениваете прогресс в этом направлении?
- Отвечая на этот вопрос, не могу не затронуть резолюцию Европейского парламента от 9 сентября 2015 года по Азербайджану. Эта резолюция не только вредит отношениям между ЕС и Азербайджаном, но также является дестабилизирующим фактором для всего Южного Кавказа. В Брюсселе должны прекратить практику применения двойных стандартов в вопросах демократического развития Азербайджана и разрешения нагорно-карабахского конфликта. В случаях с другими государствами постсоветского пространства европейские политики закрывают глаза на многое.
Вместо того, чтобы принимать подобные резолюции, необходимо, наконец, послать конструктивные сигналы в Евразию. Подобном сигналом стало бы, к примеру, облегчение визового режима, а в случае с Азербайджаном и Казахстаном его полная отмена для шенгенского пространства. Азербайджан и Казахстан обладают более высоким показателем ВВП на душу населения, чем многие восточноевропейские страны. При этом обе эти страны отличаются относительно невысокой численностью населения. Опасаться экономической миграции из этих прикаспийских государств не следует.
- В упомянутой вами резолюции содержатся также угрозы введения адресных санкций против азербайджанских чиновников. Насколько эти угрозы реальны?
- Не думаю, что дело дойдет до этого. Что это изменит? Санкции редко достигают своих целей. К тому же, Азербайджан является важным партнером ЕС в области энергетического сотрудничества. Официальный Баку, в случае введения санкций, в определенной степени отвернется от Запада, а также предпримет ответные меры для защиты Азербайджана от несправедливых шагов.