Политика Азербайджана всегда преследует цель более высокого уровня – усилить собственную независимость с помощью всех подходящих инструментов. Такое мнение в интервью "Вестнику Кавказа» высказал рассказал берлинский политолог Хайко Лангнер.
- Как вы оцениваете тот факт, что в контексте организации Европейских Игр немецкие политики с невиданной доселе активностью поднимали вопрос прав человека в Азербайджане и столь резко критиковали его?
- Международные спортивные состязания должны объединять людей и способствовать сближению между народами. Подход, при котором в пригодности принимающей соревнования страны начинают сомневаться постфактум, считаю контрпродуктивным и неправдоподобным. Мы это наблюдали как сейчас, в случае с Европейскими Играми в Азербайджане, так и в прошлом в других странах – России, Украине или Китае. Дискуссии по этому поводу должны вестись до принятия решения о месте проведения мероприятия, а не после него.
Ситуация с соблюдением прав человека, в принципе, вполне может быть одним из критериев при утверждении кандидатуры той или иной страны. Решающим фактором является, все же, то, каким образом это будет осуществляться: прежде всего, надо говорить друг с другом, а не мимо друг друга! Критика, само собой разумеется, допустима и зачастую необходима. Но она должна основываться на ясных фактах и не может содержать в своей оценке двойные стандарты. К сожалению, эти фундаментальные правила не были соблюдены в подходе к Азербайджану.
- Вы можете привести примеры?
- Конечно, и не один. Так, в одном из выпусков основной новостной передачи Германии, „Tagesschau“, утверждалось, что половина населения Азербайджана живет за чертой бедности. Я сравнил эти данные со статистикой Всемирного Банка, где за 2013 год указывается квота бедности в 5,3%. Эта нестыковка очень показательна и требует объяснения. Я несколько раз был в Азербайджане и, по моим собственным впечатлениям, статистика Всемирного Банка значительно ближе к реальности.
Далее, немецкий Бундестаг именно в день открытия Европейских Игр обсудил и проголосовал по двум резолюциям, в которых ситуация с правами человека в Азербайджане являлась центральной темой. Я не могу припомнить, чтобы в нашем парламенте в контексте спортивных мероприятий, к примеру, когда-либо тематизировалась бы тема смертной казни в США. Конечно, это не было совпадением, и в обеих резолюциях с помощью обобщающих высказываний в самых мрачных тонах была представлена ситуация с правами человека в Азербайджане. В частности, в разработанном правящей коалицией ХДС/ХСС и СдПГ проекте резолюции содержатся пассажи об ограничениях свободы вероисповедания в Азербайджане, что прямо противоположно социальной действительности в стране. Более того, правительство Германии, чуть спустя, в собственном же ответе на парламентский запрос фракции „Зеленые“ от 15 июня 2015 года отметило традиционно высокий уровень толерантности к религиозным меньшинствам в Азербайджане. Тем самым, правительство ФРГ разоблачило ошибки в резолюции, разработанной правительственной же парламентской коалицией! Очевидно, что авторам резолюции не хватило либо политической воли, либо же профессиональной компетентности составить что-то более толковое. Возможно, не хватило ни того, ни другого. Так, одна из выступавших депутатов от СдПГ (социал-демократов) возмущалась в ходе парламентских дебатов тем, что посол Азербайджана в пресс-релизе посольства раскритиковал кампанию, ведущихся в немецких СМИ против его страны. Такое понимание демократии со стороны парламентария просто оставляет без слов. То, что сказал посол, вовсе не должно всем нравиться, но, как и все другие, он обладает правом высказывать собственное мнение! Добавить к этому, в самом деле, что-либо сложно. Когда речь заходит об Азербайджане, от социал-демократов следует ожидать самого худшего. Вы можете перепроверить все это в открытых источниках.
- Почему, на ваш взгляд, политики и СМИ в Германии подобным образом относятся к Азербайджану?
- Здесь переплелось несколько факторов. В сознании здешней политической элиты доминирует мнение, что дефицит демократии и нарушения прав человека происходит только за пределами Германии. Тут предпочитают свысока указывать пальцем на других, вместо того, чтобы начинать с себя. При этом причин для самокритики более, чем достаточно: широко распространенная детская нищета, социально обособленная система образования, отсутствующее право политического выбора почти 6 миллионов людей с миграционным фоном, проживающих в Германии уже очень давно, но так и не имеющих немецкого гражданства; полицейское насилие над демонстрантами, жестокое обращение с беженцами в приютах, и в целом невыносимую политику ЕС по отношению к беженцам, топчущую принципы гуманизма и прав человека. Этого мы должны стыдиться.
С другой стороны такая страна, как Азербайджан, становится все более неудобным партнером, поскольку на фоне обретенной ею экономической значимости она может позволить себе вести самостоятельную политику, последовательно защищая собственные интересы. Это нравится не каждому. И тогда молодые и не укоренившиеся демократии в постсоветских странах, переживающих период трансформации, превращаются в политическую тему, и при любой подходящей возможности в этом направлении наносятся удары. Частично в этих странах, конечно, существуют значительные проблемы. Это на самом деле так. Но в определенных сферах также достигнут значительный прогресс, который также следует учитывать при вынесении оценок ситуации. Но этого не делают. Критика правозащитных популистов всегда связана с политическими интересами. Если бы Азербайджан проводил строго прозападный курс, то критика была бы куда более умеренной, или же, ее бы не было вовсе. Саудовская Аравия, к примеру, является одним из основных импортеров германской военной продукции, но по поводу катастрофичной ситуации прав человека в этой стране правительство Германии, как правило, отмалчивается.
Зато, если кто-то начинает призывать к более дифференцированному рассмотрению ситуации в Азербайджане, то он сразу же навлекает на себя подозрения в „симпатиях к „диктатуре“ и „сочувствии Алиеву“. При этом, деятельность СМИ в Германии и без того является тенденциозной и ведомой интересами. Это касается не всех изданий и не в одинаковой степени, но таких СМИ немало. Широкие слои населения Германии уже заметили подобные тенденции в контексте освещения украинского конфликта, где, как правило, Россия априори выставляется единственно виноватой стороной. То, что люди замечают манипуляцию со стороны СМИ, идет на пользу демократии. Свободные, независимые и критические журналисты абсолютно необходимы для демократии. Но при этом сами СМИ не должны иметь иммунитет от критики, в противном случае, демократия встанет на неверный путь.
- Как, по-вашему, отразятся ли последние политические противоречия между Берлином и Баку на перспективах германо-азербайджанских отношений. Могут ли недавние события в определенных обстоятельствах стать поводом к стратегической переориентации азербайджанской политики?
- Стратегические связи между государствами имеют смысл лишь в том случае, если они опираются на достаточно крепкий фундамент общих политических интересов. Подобное совпадение интересов я вижу, в большей степени, в сфере энергетической политики. Азербайджан хочет выйти на новые экспортные рынки, в то время, как Германия желает уменьшить свою энергозависимость от России путем диверсификации поставщиков энергетических ресурсов. Политика Азербайджана всегда преследует цель более высокого уровня – усилить собственную независимость с помощью всех подходящих инструментов.
В этом отношении я не ожидаю каких-либо субстантивных негативных последствий недавних событий на германо-азербайджанские отношения. Эти темы затрагивают в большей степени вопросы престижа, но не конкретные экономические и политические интересы. Однако в свете последних событий Азербайджан может пересмотреть свою сдержанную позицию и более активно начать концентрироваться на внутриполитических проблемах Германии как внутри страны, так и на международных площадках, к примеру, совете ООН по правам человека, Совете Европы или ОБСЕ. Азербайджанская политическая элита, а также множество простых людей, реагируют так чутко, потому что обобщенная, комплексная критика из Германии рассматривается ими как атака на „национальное достоинство“ страны, хотя она, по историческим меркам, лишь недавно обрела независимость. Не существует никакого „закона природы“, согласно которому Германия не может быть подвергнута ответной критике, и должна на веки вечные сохранять статус привилегированного партнера вне зависимости от того, как себя ведет. Как и в спорте, в политике тот, кто много раз „фолит“, когда-нибудь, получает красную карточку.