Завтра в Баку стартует Кубок мира Международной федерации гимнастики (FIG) по художественной гимнастике, участие в котором примут 94 гимнастки из 21 страны. В преддверии турнира "Вестник Кавказа" побеседовал с членом Технического комитета FIG Даниэллой Делле Кьяйе о выборе Баку в качестве места проведения лицензионного турнира для Олимпиады и новшествах в гимнастике.
- В первую очередь, в чем, с точки зрения FIG, значение проведения Кубка мира по художественной гимнастике в Баку?
- Летом прошлого года было решено, что всего четыре Кубка мира будут давать спортсменам лицензии на участие в Олимпийских играх, и я очень довольна тем, что Баку вошел в эту четверку вместе с Пессаро (Италия), Ташкентом (Узбекистан) и Софией (Болгария). Поскольку мы входим в олимпийскую семью, для нас действительно важно, что Кубок мира, дающий лицензию на Олимпиаду, будет проведен здесь. Баку показал хорошие организаторские способности, мы высоко оценили и саму гимнастическую арену, на которой проходят турниры, и прекрасную атмосферу, царящую на бакинских соревнованиях. У Азербайджана есть необходимые для проведения международных турниров экономические возможности, и очень хорошо, что он занимается организацией гимнастических состязаний.
Отдельно хотела бы отметить стремительный рост азербайджанских гимнасток, особенно девочек, участвующих в групповых упражнениях. Азербайджан уже выиграл одну медаль в Вене в юниорском состязании, а в этом году у республики есть возможность выиграть еще больше медалей с командой сениорок. Я уже видела командную программу, и она была хорошей.
- Кого вы видите основными фаворитами как в группе, так и в индивидуальной программе?
- В группе я вижу команды Италии, Болгарии, Украины, России, Белоруссии и Азербайджана. В индивидуальной программе пройдут в финалы гимнастки из Болгарии, Белоруссии и Италии. Поскольку за Россию более не выступают Яна Кудрявцева и Маргарита Мамун, сборная Россия вряд ли сможет выступить лучше, чем на прошлом Кубке мира в Баку. Вообще в этом году намного меньше известных имен, по сути, только Вероника Бертолини и Невиана Владинова, все остальные только начинают свой путь и нужно ждать, чтобы они выросли в полную силу. Кстати, есть определенные шансы на высокий результат у азербайджанской гимнастки Жали Пириевой. По сути, на Кубке мира в Баку мы станем свидетелями начала рассвета новых результатов.
- Как вы оцениваете работу AGF?
- Я приезжаю в Баку второй раз, и мне очень нравится то, что я здесь вижу, то, как Азербайджан относится к художественной гимнастике. FIG, со своей стороны, делает все, что в его силах, чтобы поощрить подобное отношение – мы поручаем Баку проведение больших соревнований, потому что воспринимаем Федерацию гимнастики Азербайджана всерьез. С течением лет в Баку все чаще проходят международные турниры, и я могу констатировать, что AGFдействительно выросла в плане их организации. Не в последнюю очередь это обеспечивается инициативностью азербайджанских организаторов, желающих и умеющих проводить у себя ответственные состязания. Так что Баку можно лишь поздравить со всем тем, что он делает и чего добивается. Надеюсь, все те силы, которые приложила к созданию этого соревнования FIG, будут возмещены очень хорошими результатами гимнасток, тем более что не в каждой стране есть возможность работать на такой арене как Национальная гимнастическая арена в Баку.
- Как вы оцениваете уровень судейства в Азербайджане?
- Судьи в Азербайджане такие же способные, как и в других странах. Они знают дело, которым занимаются, работают на должном уровне.
- Как в FIG относятся к новым правилам гимнастических соревнований?
- Изменения, которые были произведены, принесли пользу, так как повысили качество судейства. Теперь судья может сразу оценивать то, что видит, и выставлять оценку. Это сильно упростило соревнования для гимнасток: прежде у судьи был план выступления спортсменки с перечислением упражнений, который она должна была выполнить, и если она что-то пропускала, это приводило к штрафу – а теперь, поскольку судья не видит плана выступления и оценивает лишь то, что видит, то даже если гимнастка пропускает какой-то элемент из-за остановки музыки или просто по забывчивости, она получает оценку за то, что сделала, а не за то, что должна была сделать. Другое хорошее нововведение – разделение оценок за артистизм и сложность, благодаря чему обретается равновесие: если гимнастка, допустим, не сильна в технике, но берет артистичностью, она получит более высокие баллы за артистизм и сможет выиграть, как и наоборот. Так уравновешиваются баллы у всех выступающих. В прошлом всегда была прописана максимальная оценка, которую можно ставить, а сейчас ограничение стоит только на минимальную, так что, опять же, гимнастка показывает все, на что способна, и ее оценивают соответствующим образом, а не с ограничением по максимуму.
- Что с точки зрения FIG важно в обоих критериях оценки – артистизме и сложности?
- Что касается артистизма, то там важна сама композиция и идея, которую своим выступлением передает гимнастка. Для ритмичности упражнений важна музыка, которая может быть и романтической, и героической, и печальной. Гимнастка, выбирая ту или иную мелодию, должна уважать то, что передает ее музыка, и быть в силах передать это. Выступление под испанскую музыку должно отличаться от выступления под итальянскую тарантеллу, и необходимо точно подбирать музыку, подходящую под ту гамму движений, которую хочет показать спортсменка. Сложность – это демонстрация того, на что способно тело гимнастки, в частности, прыжки и удержание равновесия. Равновесие иногда можно не удержать, даже стоя, казалось бы, двумя ногами на арене – очень важно контролировать центр тяжести, и если гимнастка вдруг смещает его, это может закончиться как ее падением, так и тем, что она будет дополнительно отталкиваться от пола. За падение, как и за потерю предмета, снимается 0,5 балла.
- Насколько сложно при этом объективно судить соревнования, ведь оценка того же артистизма – зачастую дело вкуса?
- Действительно, самое сложное, что есть в нынешнем судействе – это быть объективным. Это проблема всех художественных видов спорта, потому что во всех них есть личное мнение судьи. Ты можешь дать гимнастке баллы за артистизм только потому, что она тебе нравится, поэтому субъективность исключить невозможно, и из-за нее кому-то дают медали, а кому-то – нет. Конечно, если были ошибки, судить легко, но если оба спортсмена сделали все на нужном уровне, то медаль, можно сказать, находится в руках судьи, который будет решать, кому ее отдать, исходя из своего субъективного мнения.