Чрезвычайный и полномочный посол Турции в России Айдын Аднан Сезгин рассказал «Вестнику Кавказа» о том, как в Анкаре оценивают современный уровень турецко-российского сотрудничества, каких позиций придерживаются в отношении ситуации вокруг Сирии, ПРО и карабахского урегулирования.
- Как вы можете охарактеризовать текущие отношения между Турцией и Россией?
- С удовлетворением хочу отметить, что отношения между Турцией и Россией развиваются быстрыми темпами во всех областях. В двусторонних политических отношениях нет никаких проблем. Происходит диверсификация нашего экономического сотрудничества, и оно развивается в очень широком диапазоне, начиная с энергетики и строительства, заканчивая туризмом и автопромом. Я уверен, что в скором времени объем торгового оборота превысит 38 млрд долларов, то есть того показателя, который был нами достигнут в 2008 году до начала мирового кризиса. Я также уверен, что мы быстро добьемся обозначенной нашими лидерами цели в 100 млрд долларов.
В этой связи я хочу коснуться взаимных инвестиций. Турецкие и российские компании благодаря взаимным инвестициям примерно по 10 млрд долларов создают как в Турции, так и в России большие возможности для ведения бизнеса и создания рабочих мест. Мы ожидаем, что скоро и эти цифры значительно вырастут. Помимо этого, я с большим удовольствием наблюдаю за тем, как народы двух стран благодаря нашим отношениям в области туризма и гуманитарной сфере, ближе узнают друг друга и видят, как много у нас общего. Несомненно, культурные центры, открытие которых планируется в самое ближайшее время в обеих странах, еще более ускорят данный процесс.
С целью придания институциональной формы этим широкомасштабным отношениям во всех сферах был создан Совет сотрудничества высшего уровня в качестве совместного совещания Совета министров, который собирается раз в год под председательством премьер-министра Турции и президента России. В подчинении у Совета находятся три органа. Возможностями сотрудничества в области внешней политики занимается Объединенная стратегическая группа планирования под председательством министров иностранных дел. Естественно, наши позиции могут совпадать не по всем международным вопросам. Однако обе страны имеют возможность проводить открытые дружественные консультации. Мы считаем это важным. С другой стороны, как Турция, так и Россия желают еще больше развивать двусторонние отношения. В этом состоит значение развитого сотрудничества и объединенного стратегического планирования.
Вопросы экономического сотрудничества рассматриваются Смешанной экономической комиссией. Также существует Общественный форум, на котором собираются деловые круги, деятели культуры и искусства, представители прессы двух стран.
Мне кажется, что эту картину кратко можно обрисовать так: турецко-российские отношения находятся в стадии последовательного преобразования. Шаг, сделанный в одной сфере отношений, стимулирует сотрудничество в другой; в итоге делаются такие чрезвычайно важные шаги как отмена виз и проект атомной электростанции в Аккую. Конечно, это отнюдь не случайное развитие событий. Во взглядах наших стран на мир есть общие знаменатели. Экономики двух стран дополняют друг друга. Другими словами, развитие наших отношений исходит из обоюдных объективных выгод. И я искренне верю в то, что наше сотрудничество будет развиваться, вырастая в разы. Переговоры, которые состоятся в рамках визита президента России Владимира Путина в Турцию для участия в третьем заседании Совета сотрудничества высшего уровня, а так же соглашения, которые будут подписаны, значительно ускорят этот процесс.
- За последние годы уровень товарооборота между странами значительно вырос. Какие цели ставит перед собой Турция, наращивая взаимодействие с Россией в экономической плоскости?
- Мы с удовлетворением наблюдаем, и вы это отметили, за тем как турецко-российские экономические и торговые отношения, начиная с начала 1990-х стабильно развиваются, диверсифицируются и углубляются. Двусторонний торговый оборот, в результате больших прорывов, в конце 2008 года превысил сумму в 38 млрд долларов, и Россия стала самым крупным торговым партнером Турции. То, что в 2011 году торговый оборот наших стран составлял примерно 30 млрд долларов, а в первые девять месяцев 2012 года он достиг 24,4 млрд. долларов, свидетельствует о том, что по итогам этого года наш торговый оборот составит порядка 35 млрд долларов. Общей целью руководства России и Турции является достижение торгового оборота в 100 млрд долларов. Лидеры двух стран многократно подтверждали наличие этой цели. Показатели последнего периода являются подтверждением того, что мы движемся по направлению к нашей общей задаче по выведению торгового оборота на уровень 100 млрд долларов.
Общая сумма контрактов, полученных турецкими подрядчиками, начиная с 1990-х годов и по сей день, составляет 40 млрд долларов. Турецкие подрядчики добились большого успеха в осуществляемых ими работах по всей России, и сегодня они обладают таким же большим потенциалом. Турецкие компании занимаются важными проектами, касающимися Студенческих олимпийских Игр-2013 в Казани и зимних олимпийских Игр-2014 в Сочи, самоотверженно продолжают работать и претендуют на получение новых проектов. Мы уверены, что турецкие компании наилучшим образом выполнят свои обязательства по данным проектам, которые по нашему убеждению принесут большую пользу Сочи и Казани.
Мы хотим, чтобы наши компании занялись проектами по возведению важных инфраструктурных и других объектов для чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году в различных городах России, и чтобы они добились еще больших успехов.
Мы с удовлетворением отмечаем, что по состоянию на сегодняшний день сумма турецких инвестиций в России превысила 10 млрд долларов и что в последние годы растет объем российских капиталовложений в Турции. Турецкие компании осуществляют в России важные инвестиции и создают рабочие места. В последние годы также и российские капиталовложения в Турции выросли, прежде всего, в таких областях как энергетика, связь, банковский сектор и черная металлургия.
Кроме того, мы полагаем, что совместные инвестиции деловых кругов двух стран в третьих странах на евразийском пространстве обеспечат новые масштабы турецко-российскому экономическому сотрудничеству.
Развивающиеся сотрудничество и торговые отношения не только вносят вклад в процветание наших стран и народов, но и укрепляют взаимопонимание и сближение наших народов. Наша цель - продолжать и далее искреннее конструктивное сотрудничество, которое базируется на доверии во всех областях, еще больше укрепить и развить наше масштабное партнерство.
- «Арабская весна» весь мир застала врасплох. Перед лицом волнений в регионе интересы России и Турции совпадают или нет?
- Позиция всех экспертов состояла в том, что перемены в этом регионе были неизбежны. Но я думаю, что скорость волны перемен и ее масштаб стала сюрпризом для некоторых кругов.
Что касается Турции и России, то их взгляды по некоторым аспектам этого процесса совпадают, а по другим нет. Относительно преобразований в регионе у международного сообщества имеются определенные общие знаменатели. Это касается и кризиса в Сирии. Наше общая цель - немедленное прекращение кровопролития в Сирии, в соответствии с законными ожиданиями народа, создание такой конструкции, которая защитит единство страны и ее территориальную целостность. Мы хотим видеть такую Сирию, в которой все слои населения чувствовали бы себя в безопасности, видеть мирную и спокойную Сирию.
Существуют разные оценки относительно того, как достигнуть общей цели, которой я касался чуть выше. Турция и Россия обсуждают этот вопрос как на уровне лидеров, так и на уровне экспертов и обмениваются мнениями о том, как в кратчайший срок найти надежное разрешение существующих острых проблем.
- Система ПРО, развертываемая в Европе, стала проблемным элементом в отношениях России и США. Часть элементов ПРО будет размещена в Турции. Какова позиция Турции по этому вопросу, как она соотносится с тем, что Анкара активно взаимодействует с Ираном, против которого эти ПРО вроде бы и направляются?
- Радар раннего оповещения, являющийся элементом системы противоракетной обороны, размещен в районе Кюреджик провинции Малатья. Система противоракетной обороны НАТО, как это видно из самого наименования, носит оборонительный характер. Она разработана для защиты территории Североатлантического альянса от ракетных угроз извне. Хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что система ПРО не нацелена конкретно против какой-либо страны. Следовательно, у стран, не имеющих агрессивных намерений, нет оснований беспокоиться по поводу системы оборонительного характера.
Турецко-иранские отношения имеют прочную основу. Наши отношения с Ираном вне зависимости от нашего членства в НАТО развиваются в рамках регионального сотрудничества и базируются на взаимовыгодной основе. Сохранение взаимного доверия в отношениях является приоритетным. Размещение в Турции, не имеющей оружия одного из элементов противоракетной обороны, не должно беспокоить какую-либо страну.
- Москва и Анкара наладили контакты относительно урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, Россия в свою очередь имела отношение к старту процесса армяно-турецкого сближения. Как вы можете охарактеризовать нынешнее состояние таких контактов и позицию Турции в этих международных вопросах?
- Отношения между Турцией и Россией, базирующиеся на исторической основе, особенно в последние годы значительно продвинулись вперед и приобрели полномасштабный характер. Мы полны решимости делать необходимые шаги для обогащения отношений сотрудничества на основе взаимопонимания, доверия и взаимного интереса. Мы рады видеть, что такое же желание и воля имеются и у российской стороны. Мы убеждены в том, что те шаги, которые сделают в этом направлении обе стороны, не только послужат интересам двух стран, но и внесут значительный вклад в укрепление обстановки мира и стабильности в регионе, а так же на международной арене. Сближение Турции и России особенно полезно для региона. Обе страны, являясь частями региона, непосредственно испытывают влияние существующих там проблем и развития событий. Соответственно, обретение регионом стабильности - на пользу обеим странам. Важно открытое и дружественное обсуждение Турцией и Россией этих тем. В этой связи установленный нами с Россией тесный и искренний диалог по Нагорному Карабаху нас удовлетворяет.
Ответить на вторую часть вашего вопроса целесообразно в увязке с нашим взглядом на регион. Основная цель нашего взгляда на Южный Кавказ, это разрешение существующих политических конфликтов мирными средствами и создание в регионе среды длительного и прочного мира, стабильности и процветания. Избавление Южного Кавказа от существующего ныне противостояния и превращения его в регион безопасности и сотрудничества необходимо с точки зрения будущего всех стран региона и его процветания. Создание такой картины на Южном Кавказе будет на пользу всем странам региона.
Обеспечение на Южном Кавказе мира, стабильности и экономического подъема и, следовательно, установление полномасштабного мира в регионе является весьма важным. В направлении разрешения нагорно-карабахской проблемы необходимы подвижки. Для обеспечения полной нормализации ситуации в регионе необходимо урегулирование конфликта в Нагорном Карабахе в соответствии с нормами международного права, в рамках территориальной целостности Азербайджана. Этот процесс должен быть мирным.
Турция желает развивать отношения со всеми своими соседями на принципах взаимоуважения и добрососедства. Если в нашем регионе не будет масштабной нормализации, очевидно, что попытки, направленные лишь на кулуарный способ нормализации, не будут иметь длительного и прочного характера. Продолжение этого процесса, вне всякого сомнения, будет связано с волей Армении урегулировать проблемы со всеми соседями. Необходимо, чтобы Армения продемонстрировала конструктивную позицию в этом вопросе и проводимая ею политика соответствовала добрососедским отношениям.
Минская группа является механизмом, который 20 лет назад был создан для мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Сопредседатели Минской группы Россия, США и Франция, хотя и довели до определенной точки длящиеся в течение 20 лет переговоры, до сих пор не смогли довести их до конца. Мы высоко ценим последовательные усилия России в этом вопросе. Однако возникновение в последнее время событий, усиливающих напряженность в регионе, еще раз продемонстрировало международной общественности то, что баланс на Южном Кавказе в высшей степени чувствителен и хрупок. Важно, чтобы усилия в направлении урегулирования нагорно-карабахской проблемы постоянно продолжались и были направлены на получение результата. Турция верит в необходимость того, чтобы статус-кво сменился курсом на полную нормализацию.