Вестник Кавказа

ПУШКИН УКАЗАЛ ОБЩУЮ ДОРОГУ НАРОДОМ РОССИИ И КАВКАЗА

Олег Кушаты

Так считает автор книги "Малоизвестные страницы кавказского путешествия Александра Пушкина", доктор исторических наук, профессор Генрий Кусов. Беседа с ним состоялась в день празднования 210-летия со дня рождения поэта.

-  Пушкин и Кавказ. Кем является поэт-гений для этого непростого края?

- Для Кавказа творчество Александра Пушкина современно. Поэт не приукрашивал кавказскую действительность, призывал к цивилизованному освоению края, к миру и дружбе. В его словах нет ничего уничижительного, оскорбляющего представителей разных национальностей. Пушкин восхищался высокой духовной культурой горцев, гармоничным слиянием кавказской природы и людей, с уважением относился к суровым обычаям гор. Он верил, что не военные действия, а глубокие экономические и культурные преобразования должны стать подлинным путем развития кавказских народов в составе России. Русский гений навечно ввел Кавказ и кавказских горцев в мировой культурный процесс.
Далеко не на все вопросы темы "Пушкин и Кавказ" были даны подробные ответы. Потому что мы не применили метод первого пушкиниста Павла Анненкова, который считал, что необходимы самые разнообразные материалы его жизни и творчества – от мелких фактов до спорных вопросов и неточностей. Все это представляет ценность для работы. Еще в конце 1980-х я написал монографию "Пушкин и русско-кавказские культурные связи". Я попытался прокомментировать то, что вызывало прежде, если не недоумение, то непонимание. В 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта, мы (Северо-Осетинский государственный университет, Краеведческий центр при республиканском обществе книголюбов) издали книгу "Пушкин и Кавказ". Собрали все, что было сказано Пушкиным о Кавказе. Работа была высоко оценена Расулом Гамзатовым, который написал к ней предисловие.
Пропаганда творчества Пушкина на Кавказе сейчас очень важна. Именно он показал верный путь русско-кавказских отношений. Все его выводы имеют современное звучание.

- "Путешествие в Арзрум" - можно сказать, что это главное произведение Пушкина о Кавказе?

- Нет. У Пушкина все произведения, даже строчка в письме – главные. Можно назвать его основные кавказские произведения: "Путешествие в Арзрум", поэма "Кавказский пленник", не изданная, но практически завершенная, найденная в его бумагах, поэма "Тазит". Помимо этого, у него великолепный поэтический цикл, который в основном посвящен северным, как тогда говорили, покатостям Кавказских гор – "Калмычке" (послание написано во Владикавказе), "Обвал", "Монастырь на Казбеке". Он любовался грозным природным явлением, архитектурой средневековой грузинской церковью времен царицы Тамар. Апофеозом этого цикла можно назвать стихотворение "Кавказ". Пушкин уделял большое значение изучению местности. Некоторые его читатели возмущаются пушкинской строчкой "Кавказ подо мною. Один в вышине…". Они полагают, что Пушкин хотел подчеркнуть этой строчкой, что он якобы покорил Кавказ. Но Пушкин говорил о своем физическом местоположении – он забрался высоко в горы, где облака уже цеплялись за скалистые вершины, начинались горные потоки, сходили лавины. Ничего уничижительного он не имел в виду.

- Много лет подряд знаменитые Пушкинские праздники поэзии начинались во Владикавказе, а заканчивались в Михайловском. На мой взгляд, довольно красноречивый факт.

- В 1979 году наше североосетинское общество книголюбов (я тогда работал его ответственным секретарем) подало идею о проведении Пушкинского праздника в республике. Идею подержала Пушкинская комиссия Союза писателей России. С тех пор официально в стране Пушкинские праздники поэзии начинались 21 мая во Владикавказе, а заканчивались в его день рождения, 6 июня, в Михайловском. Проводили мы и Пушкинские чтения во Владикавказе. Всего этого сегодня нет. Думаю, что это из-за отсутствия средств и внимания.
Мне кажется, что мы еще мало подготовлены к восприятию творчества Пушкина. Отсюда неверные выводы. Например, это касается утверждения о пребывании Пушкина во Владикавказе. Многие говорят, что поэт бывал во Владикавказе три дня, направляясь в Арзрум в 1829 году. Но ведь Пушкин добирался той же дорогой и обратно. Значит, все-таки больше трех дней он провел во Владикавказе. Помимо этого Пушкин ведь и ночевал в окрестностях Владикавказа, посещал соседние Ардон, Татартуп, осетинский аул Ларс.

- В Северной Осетии сохраняют память о Пушкине?

- Памятники и бюсты сохраняются во владикавказском Пушкинском сквере, в Северо-Осетинском госуниверситете. Мемориальная доска установлена на том месте, где когда-то находились ворота крепости, через которые 21 мая 1829 года въезжал Пушкин. Самый первый владикавказский памятник поэту был установлен в 1899 году, когда отмечали столетие со дня его рождения. Для него было сооружено специальное окошко в пушкинской школе. Он сохранился. Это был первый памятник поэту не только во Владикавказе, но, как мне представляется, и на всем Северном Кавказе.

- А Пушкинского праздника во Владикавказе, как и по всей стране, уже нет…

- Это связано больше с проблемой невнимания. Так уж повелось в нашей стране еще с советских времен – руководство придает большое значение только своим проектам. Идеи общественных организаций, творческих союзов часто проходят с трудом. Кстати, власти бывают и отзывчивы к требованиям общественности. Например, во Владикавказе они прислушались и взялись за реставрацию знаменитого Пушкинского сквера, на месте которого в 1829 году находился Дом для проезжающих. В нем и останавливался Пушкин, а Лермонтов показал его в романе "Герой нашего времени". Долгое время сквер находился в плохом состоянии. Осетинские писатели выступали с критикой такого положения дел на станицах печати, и я об этом говорил в статьях. Власти отнеслись чутко. Реставрация сквера идет. Но невнимание к Пушкину присутствуют и в школьных программах по литературе. Я считаю, что в нашем регионе школьникам необходимо преподавать специальный курс "Пушкин и Кавказ". Сколько бы много нового и полезного, изучая этот спецкурс, открывали для себя кавказские дети!

54475 просмотров