Вестник Кавказа

За гуманность в Грузии заплатили участившимися преступлениями

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Все последние недели не было в Грузии темы более острой и обсуждаемой, чем ухудшение криминальной ситуации – участившихся убийств и грабежей с применением пыток. Резонанс в обществе вызвал сюжет телекомпании "Рустави-2" о том, как грабители, ворвавшись в дом поздно ночью, пытали мать на глазах детей горячим утюгом, чтобы узнать, где семья прячет деньги, и похитили несколько тысяч долларов. МВД подозревает в совершении преступления нескольких молодых людей, освободившихся по амнистии. Сразу вспомнились времена брежневского застоя, когда использование утюга для пыток считалось "изобретением" грузинского криминалитета.

Участились и случаи убийств, причем средь бела дня. Молодые люди гоняются друг за другом по улицам или подкарауливают с пистолетом без глушителя в подъезде – как это происходило в эпоху военизированного формирования "Мхедриони" и тбилисских "братков", разбивших Тбилиси на сферы влияния и постоянно воюющих друг с другом.

"Миша бы ничего подобного не допустил", - можно часто услышать в маршрутках и в скверах. На самом деле, формирование подобного стереотипа опасно для нынешней власти: ведь всеобщая бесплатная медицинская страховка, возобновление экспорта сельхозпродукции в РФ и снижение напряженности вокруг конфликтных регионов это очень хорошо и это все ценят, однако самое главное для обывателей - безопасность на улицах и в собственных домах.

Почему в Грузии ухудшилась криминогенная обстановка, понять несложно: в 2012 году, сразу после прихода к власти на фоне грандиозного скандала с пытками заключенных в Глданской тюрьме, коалиция Бидзины Иванишвили "Грузинская мечта" приняла закон об амнистии и тюрьмы покинула почти половина всех заключенных, а остальным скостили срок.
Правоохранительные органы стали более чутко относится к закону и правам человека. В Грузии уже не применяют те жестокие методы борьбы с преступностью, которые практиковались при бывшем президенте Михаиле Саакашвили и экс-министре внутренних дел Вано Мерабишвили.

Разумеется, совокупность этих факторов не могло не сказаться на общей обстановке и, как результат, криминал постепенно обнаглел, сформировав в немалой части общества устойчивое представление, что нынешние власти менее дееспособны в борьбе с ним, чем прежние. Одновременный выход на свободу половины всего "спецконтингента" в маленькой стране, не мог пройти без значимых последствий.

Власти, конечно, не сидят, сложа руки. Они прибегли к средству, которое практически не использовалось во время "режима Саакашвили – Мерабишвили" -постоянным выборочным проверкам на улицах. В ходе таких рейдов полицейские в штатском останавливают машины или прохожих, проверяют документы, а иногда обыскивают, доставляют в спецбольницы для проверки на наркотики, штрафуют за распитие пива в скверах и так далее.
Однако эти методы тоже вызвали неприятие. "Конечно, с криминалом необходимо бороться, но не такими же методами?" - часто можно услышать в ходе многочисленных ток-шоу. Правда, никто при этом не уточняет, какими же конкретно, если не подобными средствами можно подавить преступность, ведь методы, используемые прежней властью, оказались неприемлемы из-за их очевидной жестокости и чрезмерной суровости.
Пока властям и обществу не удается найти "золотую середину", поскольку весь постсоветский опыт Грузии подсказывает, что всему есть "цена", в том числе в этой сфере - за уменьшение преступности приходилось платить "глданской тюрьмой", а за гуманность, либерализм и скрупулезное соблюдение прав человека – участившимися случаями преступлений.

12180 просмотров