Директор Института востоковедения Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян в интервью «Вестнику Кавказа» анализирует ситуацию на Южном Кавказе.
- Многие сегодня связывают вопрос формирования внешнеполитического вектора Армении с участием в российском проекте евразийской интеграции. Каково ваше мнение на этот счет?
- Нам необходимо строить внешнюю политику на основе армянской идентичности, имея в виду, что Армения является также ближневосточным государством. Что касается, стоящего перед Арменией вопроса выбора между Евразийским союзом и Евросоюзом, я вижу необходимость проведения более широкой политики, в результате которой мы сможем повысить значение страны на международной арене и делать серьезный выбор, исходя из национальных интересов. Пока этот выбор существенно ограничивается проблемами обеспечения безопасности Армении. Учитывая, что на нынешнем этапе у Армении нет альтернативы России и ОДКБ, ее нет и в отношении Таможенного и Евразийского союзов. На данный момент наша безопасность обеспечивается Россией. И Армении следует активизировать сотрудничество с ОДКБ, поскольку эта организация - наша единственная военная опора против внешних угроз. США не могут гарантировать нам эту безопасность, учитывая, что Вашингтон имеет военные обязательства лишь в отношении Турции.
- В американских аналитических кругах существует мнение, согласно которому США в их политике на Южном Кавказе и в карабахском конфликте в частности, следует опираться на Турцию. Насколько это возможно в реальности?
- Мне кажется, что США вряд ли будут пытаться протолкнуть Турцию в сопредседатели Минской группы. Этот сценарий не имеет шансов на успех. Минская группа ОБСЕ - тот формат, который обеспечивает хороший или плохой, но переговорный процесс, и каких-либо геополитических или иных причин для ее изменения нет. Не думаю, что сегодня также можно вообще говорить о серьезном сотрудничестве Анкары и Москвы в карабахском вопросе. Несмотря на глубокие отношения в торгово-экономической сфере, Россия и Турция остаются геополитическими противниками, особенно на Южном Кавказе. Карабахская же проблема, имеющая геополитическое значение, - явно не тот вопрос, в котором Москва может пойти на уступки, причем, не только Анкаре, но и вообще кому-либо.
Не могу сказать того же о турецко-американских отношениях в которых наблюдается тенденция еще большего потепления. Для демократической администрации значение Турции в общей стратегии США будет возрастать. В первую очередь этот факт, конечно же, связан с Ближним Востоком, Сирией, отношением администрации Обамы к исламскому миру и Турции как его представительнице, имеющей союзнические отношения с Западом в рамках НАТО. Поэтому можно предполагать, что второй период президентства Обамы будет характеризоваться стремлением США не ввязываться в конфликтные ситуации в первую очередь на Ближнем Востоке. И назначение Джона Керри, который в отличие от мадам Клинтон не имеет склонности к авантюрам, госсекретарем США также косвенно говорит об этом. В этом контексте, нельзя исключать и возможности того, что Вашингтон будем больше чем раньше полагаться и опираться на Турцию и в своей стратегии на Южном Кавказе. Кстати, в этом отношении я вижу определенную преемственность в политике демократической администрации периода Билла Клинтона и Обамы. В целом демократы более республиканцев склонны рассматривать турок как надежных союзников. Насколько я могу судить, по американским, израильским и западным публикациям последнего периода, Турция рассматривается Западом как фактор способствующий сдерживанию исламского фактора. И в этом ее главное значение.
- Можно ли в этой связи прийти к выводу, что политике сдерживания Турции, одним из главных инициаторов которой являлась Франция, пришел конец?
- Думаю, что, во всяком случае, все признаки этого уже есть. Видно стремление правящих во Франции социалистов не только улучшить отношения с Турцией, но и снять основные препятствия, мешающие этой стране интегрироваться в Евросоюз. Уже вырисовывается новая политика Парижа в отношении Анкары. Левые силы в отличие от правых, причем как во Франции, так и Европе склонны видеть Турцию членом ЕС.
- Существуют ли на сегодня предпосылки к слому сложившегося регионального статус-кво?
- Геополитическая ситуация на Южном Кавказе изменилась после войны 2008 года, приведшей к усилению позиций России. В результате Турция продолжает терять возможность влиять на ситуацию в регионе, в первую очередь в Грузии. Армения же остается военно-политическим союзником России в регионе. Азербайджан, по моим оценкам, становится фактором, влияющим на позицию Турции. Таким образом, Турция продолжает терять возможности серьезно влиять на ситуацию в нашем регионе. США, уповающие на Турцию, также учитывают и этот фактор. Не думаю, что США в реальности заинтересованы в усилении роли Турции на Южном Кавказе. Вашингтон просто будет использовать Турцию в течение второго срока Обамы как фактор сдерживания роста влияния России на Южном Кавказе.
- Какую роль в этой расстановке играет смена власти в Грузии?
- Политические изменения в Грузии еще больше усиливают позиции Москвы как регионального центра силы на Южном Кавказе. И этот процесс идет по нарастающей. Смена власти доказала, что однобокая политика Грузии по быстрому сближению с Западом была неправильной. Политическая сила, строящая свою политику не на основе оценки реальной ситуации, не может долго продержаться в качестве правящей силы. Но политика Грузии по-прежнему далека от пророссийской, эта страна явно не стремится стать частью уже созданной военно-политической и создаваемой Россией экономической системы. Вектор внешней политики Тбилиси не изменился, изменились лишь методы политики Иванишвили, став более реалистичными. Не изменились и интересы Грузии в том смысле, в котором их понимает грузинская элита. Просто интеграция с Европой стала рассматриваться в качестве отдаленной цели. Политика Тбилиси обросла реализмом во избежание потерь, которые понесла Грузия в результате политического авантюризма Саакашвили, но цели ее остались прежними.