Решение о строительстве с чеченской столице иудейского храма (см. Синагога в Грозном) принималось достаточно быстро. О необходимости появления в Грозном синагоги глава Чечни Рамзан Кадыров заявил в конце прошлого года во время вояжа по республике представителей общественной организации «Форум традиционных религий России».
По словам пастора петербургской лютеранской церкви Александра Кудрявцева, «Форум традиционных религий дает возможность конструктивного диалога, чтобы решать общие наболевшие вопросы, касающиеся межрелигиозного мира и межконфессионального взаимодействия. Форум инициирован религиозными конфессиями, которые составляют практическое большинство в России. Руководит организацией правление, которое равноправно в принятии решений. В него входят представители иудейской общины, РПЦ, мусульмане, и представители различных христианских деноминаций. В состав организации также входит имам Азербайджанской общины Санкт-Петербурга Хаджи Вугар Рзаев, который приложил немало усилий для организации этой поездки в Чечню».
Представитель совета муфтиев России в СЗФО имам-мухтасиб Мунир Хазрат Беюсов отметил, «если существуют какие-то проблемы в шиитской общине или иудейской, то мы направляем тем или иным чиновникам письмо от имени форума, чтобы помогли разрешить вопросы». Говоря о проблемах национальной дискриминации в российских городах, Мунир Беюсов поддержал идею чеченских студентов проводить религиозное просвещение сотрудников полиции. «Конечно, что касается просвещения полицейских, то такая работа имамами вообще не проводится. Только в последние несколько лет для сотрудников начали разрабатываться методички об основах вероучения той или иной религии. Но нарушаются права и многих мигрантов, ведь бывает, что начальство ставит в задачу полиции задержать столько-то мигрантов.
С другой стороны в тех городах, где проходили теракты в метро, в домах, там народ запуган. Полиция по должна проверять, но если проверяют только одну национальность – это большая проблема.
Во многих регионах мусульманам не разрешают открывать эти молельные комнаты. В одном округе страны мусульмане подавали девять раз документы на регистрацию местной религиозной организации, но им отказывали. Получается какой-то замкнутый круг – с одной стороны власти боятся экстремизма и это правильно, но с другой стороны надо работать с мигрантами, а они как раз ходят в молельные комнаты и мечети. Мечеть - не просто место, где совершают намаз, там можно услышать проповедь имамов, где объясняют, что дозволено исламом, а что нет. Чиновники должны понимать, что запрещая регистрировать организацию, запрещая строительство мечетей, они могут создать благоприятные условия для экстремистов. Раз мы людям запрещаем ходить в мечеть и в молельные комнаты, они будут ходить в конспиративные квартиры, они будут ходить в какие-то подвалы и Бог знает, что они там будут учить, и что там будет происходить».
Главный раввин Санкт-Петербурга и Ленинградской области Раши Рабаев считает, что если верующие будут понимать друг друга, то им легче будет преодолевать препятствия: «Мудрецы говорят, кто хочет мира и согласия, преодолевает все препятствия на своем пути, а кто не хочет, находит тысячу причин. Мы приехали сюда посмотрели, увидели, что люди здесь нормальные, Чечня изменилась. Мы были в республиканском парламенте и пригласили чеченскую молодежь и представителей конфессий к нам в Петербург, посмотреть, пообщаться. Хотим пригласить все национально-культурные автономии и конфессии Санкт-Петербурга приехать сюда с ответным визитом. Когда начинаешь изучать ислам, то понимаешь что это обычная традиционная религия, которая имеет право на свое существование. Около миллиарда населения исповедует ислам, значит, есть потребность в этом деле. И у нас, слава Богу, конституция позволяет исповедовать религии, и они защищены конституцией».
Форум традиционных религий планирует реализовать в Ленинградской области проект «Новый Иерусалим». Общественники намерены собрать в одном месте храмы от различных конфессий, которые могли бы посещать люди разных вероисповеданий. «Мы обсуждали проект с митрополитом Владимиром, епископом лютеранской церкви, баптистами, шиитами и суннитами. Мы пришли к единому мнению, что необходимо создать такой «Новый Иерусалим». Сегодня нужна не веротерпимость, а вероуважение. Самое главное это. У нас одни праотцы, одни пророки, мы являемся гражданами России, мы говорим все на русском языке, так что надо уважать друг друга, а если будем уважать друг друга, то будем больше понимать, и больше будем знать о себе», - считает раввин.
«Вспоминается когда в Грозный на своих мотоциклах из Москвы впервые приезжали байкеры. Насмотревшись фильмов, чеченская молодежь ждала каких-то рогатых металлистов, а приехали культурные ребята – инженеры, преподаватели вузов, у которых такое увлечение - кататься на мотоциклах. Наши ребята говорили гостям, что представляли их не такими, а им в ответ говорят: «А какими мы вас представляли!». В XIX веке, когда бушевала Кавказская война, во времена имама Шамиля, на территории Чечни существовали и православные храмы, и католический костел и синагога и мечеть. И в послевоенном Грозном сначала построили православный храм, а затем центральную мечеть «Сердце Чечни», - вспоминает историк, председатель Союза журналистов Чечни Ислам Хатуев.
Заместитель министра Чечни по делам молодежи Садо Месербиев считает, что «представителям разных конфессий нужно больше изучать друг друга и историю взаимоотношений. Необходимо неформальное общение, которое рождает дружеские чувства, нужно не только богословское изучение, при котором сравнительное приводит к противопоставлению, но требуется эмоциональное погружение. Когда депортировали чеченцев, в городе Грозном проживали горские евреи, так вот они наотрез отказались заселяться в дома спецпереселенцев, отказывались брать что либо, из их имущества - это четко прописано в истории».
Представители муфтията Чечни отмечают, что «в исламе вера человека не считается совершенной, если мусульманин не почитает других пророков и священные книги других религий».