Вестник Кавказа

Скандал в Тбилиси по поводу Нагорного Карабаха

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В Грузии разразился бурный скандал в связи с недавними высказываниями министра иностранных дел Майи Панджикидзе относительно конфликта между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха. Представители пропрезидентской партии Единое национальное движение (ЕНД) обвинили одного из самых опытных дипломатов в стране в непрофессионализме. Команда Михаила Саакашвили намекала не только и не столько на «профнепригодность» главы дипломатического ведомства, а на некомпетентность самого премьер-министра Бидзины Иванишвили, который назначил своего пресс-секретаря (до октябрьских парламентских выборов Панджикидзе занимала именно эту должность) министром иностранных дел, то есть поручил ей самую сложную и деликатную сферу. 
В ходе визита в Литву Майя Панджикидзе приняла участие в дискуссии, организованной европейской группой литовского парламента. Обсуждалась ситуация в кавказском регионе. В этом контексте не могли обойти вниманием и конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Посол Азербайджана в Литве спросил министра иностранных дел Грузии, как новые власти относятся к территориальной целостности Азербайджана. Вопрос прозвучал абсолютно логично с учетом инициативы Иванишвили о задействовании железнодорожной линии, некогда связывавшей Россию с Южным Кавказом, через территорию Абхазии и Грузии, а также высказываний премьера в Ереване о «зависти», которую он испытывает по отношению к Армении, сумевшей выстроить хорошие отношения с Западом, не испортив при этом отношения с Россией. Ответ Панджикидзе и вызвал скандал в Тбилиси. О том, почему так произошло, «Вестник Кавказа» беседовал с бывшим министром иностранных дел страны (1995-2004) Ираклием Менагаришвили.

- Высказывания Майи Панджикидзе по карабахской тематике вызвали особо острую реакцию именно в Грузии. Как вы считаете, почему?

- Честно говоря, до сих пор не могу понять. Я внимательно изучил все сообщения и пришел к выводу, что ничего некорректного в заявлениях министра не было. Отвечая на вопрос, поддерживает ли Грузия территориальную целостность Азербайджана, Майя Панджикидзе ответила, что поддерживает. Она подчеркнула этот тезис несколько раз. Именно эта фраза, в основательно переработанном виде, была предоставлена грузинской общественности в качестве основного компонента и главного посыла в ее выступлении. Возможно, это и дало повод для кривотолков. Скандал разразился только в Грузии, никакого ажиотажа ни в Ереване, ни в Баку не было. Но в нашей стране, как известно, ситуация сложная: мы живем в режиме попытки коабитации между президентом и премьером. Поэтому противостоящие силы делают все, чтобы найти повод для взаимных обвинений. 

- Вы долгое время занимали пост министра иностранных дел. Как формировалась позиция Грузии по отношению к армяно-азербайджанскому конфликту?

- С самого начала конфликта между Азербайджаном и Арменией Грузия оказалась в деликатном положении. У нас были сбалансированные отношения с обеими странами и, что самое главное, в нашей стране живут сотни тысяч армян и азербайджанцев. Поэтому приоритетом всегда считалось недопущение того, чтобы конфликт перекинулся на территорию Грузии и вылился в противостояние между гражданами разных национальностей. 
В 1988 году, через территорию Грузии прошли огромные колонны беженцев. Но тогда Грузия смогла справиться с этим кризисом. Мы постоянно пытались сделать так, чтобы никому не дать повода обвинить нас в предвзятости. Наша позиция состояла в том, что мы не являемся посредниками в конфликте. Международных посредников там предостаточно. И если они захотят, у них есть множество возможностей, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. То, что подвижек нет, свидетельствует лишь о том, что механизмы посредничества работают недостаточно эффективно. 

- Как бы вы охарактеризовали Майю Панджикидзе?

- Я ее лично хорошо знаю. Она стала дипломатом раньше меня. Начинала службу в Германии. Там было одно из наших первых посольств. Мы активно сотрудничали с ней еще в те времена. После того, как я покинул должность в 2004 году, между нами сохранились коллегиальные и человеческие отношения: она опытный и умный дипломат и если все сотрудники министерства сплотятся вокруг нее для достижения общей цели, то сложностей у страны не будет.
17035 просмотров