Вестник Кавказа

Серебряная легенда Кавказа

Выставка «Серебряная легенда Кавказа. Манаба Магомедова» открылась в московском в Государственном историческом музее (ГИМ). Заслуженный деятель искусств и народный художник Дагестана, заслуженный художник России и Грузии – Манаба Магомедова стала первой и пока единственной женщиной, которая овладела непростым искусством серебряного и оружейного кубачинского мастерства. Сейчас ее работы хранятся в лучших российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях многих стран мира.
На выставке были представлены ювелирные украшения, посуда, шкатулки, домашняя утварь, народные музыкальные инструменты и образцы парадного оружия, а также творческая мастерская Манабы с ее инструментами и эскизами.

"История этой выставки совершенно необыкновенная, - рассказала ведущий научный сотрудник отдела драгоценных металлов ГИМ Галина Смородинова. - Я оказалась в Тбилиси и сделав буквально несколько шагов по городу встретила Манабу. Идет маленькая, элегантно одетая женщина, пожилая, прекрасно выглядит. Мы узнали друг друга, потому что она довольно часто бывала у нас в музее, дарила свои изделия. Я пришла к Манабе в гости, и она сказала, что хочет сделать выставку…. Говорить о Манабе легко и радостно, потому что она была удивительно светлым человеком, который действительно жил по заповедям. Она дарила людям любовь, и она ее вокруг себя источала".

Лейла Изабакарова - дочь Манабы Магомедовой, также ставшая известным мастером по металлу и продолжателем семейной кубачинской традиции, рассказала, как Манаба начинала свой путь художника: " Она не использовала бормашинку, как современные ювелиры. У нее была до последней минуты эта ручная дрель, она пользовалась старыми методами, то, что передавалось по наследству, то есть инструменты отца, которые, может быть, перешли отцу от деда. На выставке представлен портсигар работы ее отца, моего деда. На этом портсигаре очень сильная работа на темном фоне чернью, то есть фон выгравирован, и белым остается рисунок. Это очень сложная техника исполнения на серебре. Но отцу Манабы работа не нравилась, она была где-то отложена в уголочке. Потом, когда отца уже не было в живых, увидев эту работу, Манаба и заинтересовалась этим делом. Ей было интересно научиться гравировать. Ее работы все увидел близкий друг отца Ибрагимов, который приезжал в Тбилиси, водил ее по музеям и тоже понял, что 10-летней девочке будет интересно этим заниматься и научил ее гравировать".

После открытия выставки глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в беседе в корреспондентом "Вестника Кавказа" заявил: "Дагестан в последние месяцы создал центры традиционной культуры в Махачкале, в двадцати районах и городах. Мы возрождаем традиционную культуру и будем создавать лаборатории национальных инструментов, музыки, костюмов. Но вместе с тем, мы не уходим в этнографию, мы хотим, чтобы эта традиция продолжалась. Мы хотим сочетать и традиционное, и современное искусство. Уже двенадцать поколений занимались этим искусством, золотых дел мастера, например. Двенадцать поколений - это примерно с XV-XVI века. Я думаю, что это мастерство уходит еще глубже. Наши предки все сделали, чтобы мы обрели свое имя, в том числе имя мастеров, художественных мастеров, мастеров промыслов".

Абдулатипов отметил, сегодня Дагестан обязан продолжить эти традиции и довести их до своих детей и внуков: "В любом случае, если то, что делают люди, мастера, делается на высоком уровне, это не требует, возможно, даже особой пропаганды. Все равно человек до этого дойдет, потому что человек тянется к красоте по своей природе. И важно, чтобы эта красота воспроизводилась".

По мнению Абдулатипова, "дагестанские художники, мастера выставляются с ГИМ чрезвычайно редко. Потому что Исторический музей обладает уникальными сокровищами, уникальными коллекциями, и добиться, чтобы здесь был выставлен дагестанский художник, это огромное дело".

10665 просмотров