4 февраля в Тбилиси начала свою работу совместная российско-грузинская школа журналистики. Ее организаторами выступили политологический центр «Север-Юг» (Россия), некоммерческое партнерство «Кавказское сотрудничество» (Россия), а так же факультет журналистики МГИМО (Россия) и информационно-аналитическое агентство, ежедневный электронный журнал «Вестник Кавказа».
И все бы ничего, да только первый день работы международной гуманитарно-образовательной инициативы начался со скандала. Грузинских журналистов, решивших посетить мастер-классы своих российских коллег и экспертов, как с грузинской, так и с российской стороны у входа в отель «Амбасадор», где и проходило мероприятие, встретила группа активистов во главе с известным таджикско-российско-грузинским журналистом Олегом Панфиловым. Не могу сказать, чтобы численность протестующих была внушительной (не более 15 человек), зато мое внимание привлекли красноречивые надписи на самодельных транспарантах: «Мастер-класс лжи», «Место вербовки в ФСБ» и тому подобное. В интервью одному из грузинских телеканалов, господин Панфилов напомнил, что за последнее время в России погибло не менее 50 журналистов. Соответственно, по логике Панфилова, те из них, кто выжил, не имеют никакого морального права делиться своим опытом с грузинскими коллегами.
Подобное начало придало некий скандальный оттенок всему происходящему. В конференц-зале гостиницы, за 15 минут до начала собралось не более 20 человек. Мое первое впечатление о школе - двойственное. С одной стороны приезд в Грузию команды журналистов из России вызвал явный резонанс в обществе, с другой стороны, грузинские профессиональные журналисты явно игнорируют возможность пообщаться со своими коллегами, поделиться опытом и, в конце концов, просто бесплатно чему-то научиться. Один интересный момент: накануне, когда я и мои коллеги отправляли заявку об участии в работе школы, не всем из нас пришло приглашение от организаторов. Некоторые получили отказ по причине элементарного отсутствия мест в группе.
Возможно, все же дело, именно в свойственной грузинам непунктуальности. Через 40 минут после начала, в зале уже нет свободных мест.
Организаторы Российско-грузинской школы журналистики, программа которой рассчитана на пять дней, рассказали о целях данной инициативы.
По словам заместителя генерального директора политологического центра «Север-Юг» Юлии Якушевой, главной задачей проведения подобных встреч с журналистами является желание повысить их профессиональный уровень, наладить гуманитарные контакты на уровне российских и грузинских медиа и познакомить журналистов Грузии с новейшими технологиями, используемыми в СМИ.
«Подобного рода школы уже были нами успешно проведены в Баку и Ереване. Более того, мы планируем к концу года организовать совместную встречу наиболее перспективных молодых журналистов Южного Кавказа в Сочи. Наш политологический центр открыт к сотрудничеству, - мы предлагаем проходить стажировку в информационных агентствах РИА Новости и «Вестник Кавказа»», - рассказала госпожа Якушева.
Слушателям школы были продемонстрированы приветственные видео-обращения от декана факультета журналистики МГИМО Ярослава Скворцова и исполнительного директора Политологического центра «Север-Юг» Алексея Власова, которые не смогли лично участвовать в работе международного журналистского круглого стола в Тбилиси.
Ярослав Скворцов отметил, что нередко именно журналисты подливают масла в огонь, еще больше усложняя и без того непростые отношения между Россией и Грузией. Он призвал своих грузинских коллег строить мосты, а не стены. Ему вторил Алексей Власов, заметивший, что в современной медийной сфере на постсоветском пространстве заметен дефицит общения на уровне профессиональных коммуникаций. Главная роль подобных круглых столов – это попытка налаживания продуктивного диалога.
В первый день работы школы, грузинских журналистов так же поприветствовали директор НП «Кавказское сотрудничество» Николай Силаев, а так же эксперт и политолог Сергей Михеев. И тут, казалось бы, в более или менее предсказуемый ход мероприятия снова вкралась нотка разгорающегося скандала. Некая дама-журналист, изъявила желание задать несколько вопросов организаторам форума. Однако заполучив в руки микрофон, она, не представившись, вместо ожидаемого вопроса засыпала гостей и организаторов оскорбительными репликами, суть которых сводилась к тому, что в России уровень развития гражданского общества намного ниже, чем в Грузии. Из этого следует, что «…только со страшнейшего бодуна российским журналистам можно было приехать в Грузию, для того чтобы учить нас как работать в СМИ. Да и вообще, какому идиоту пришло в голову в 21-ом веке рассказывать грузинским журналистам, как лучше работать с печатными СМИ!» (за 100% достоверность цитаты не отвечаю, но суть ее слов передала близко к тексту, - прим. автора). Не дожидаясь реакции организаторов, дама-провокатор гордо проследовала по проходу к выходу из зала, но тут, грамотно отрежисированная ею мизансцена дала сбой. Дело в том, что придя одной из первых, журналистка оставила верхнюю одежду на вешалке, а значит достать ее из-под груды вещей за короткое время ей никак не удавалось. Дальше диалог между нею и Сергеем Михеевым, к которому собственно и были обращены обличительные реплики, напоминал скорее разбирательство на рынке или в переполненном транспорте, чем беседу двух профессионалов. Анонимная провокаторша распалялась все сильнее, стараясь при этом перекричать своего оппонента и ни в какую не хотела разоблачать свое инкогнито.
Реакция Сергея Михеева была довольно прохладной, казалось, что проработав во множестве стран постсоветского пространства, политолог просто перестал чему-либо вообще удивляться. «Мы ожидали, что нас могут встретить довольно оживленно. Все-таки грузинская журналистика отличается повышенной эмоциональностью. Думаю, что те ребята, что кричат с плакатами наверху (речь о Панфилове и его команде, - прим. автора), явно скоро устанут и никаким образом не смогут помешать нашему продуктивному диалогу. Мы не боимся провокаций! Нечто подобное с нами уже случалось. Это было с нами, правда, довольно давно. Аналогичные случаи происходили и на территории Западной Украины, во Львове. Не стоит путать политиков с политологами. Мы ваши коллеги и точно так же, как и вы хотим добиться адекватного взаимодействия между нашими странами», - прокомментировал инцидент Сергей Михеев.
Скандал, которого так ждали, был уничтожен в зародыше. Работа школы журналистики пошла обычным путем. Грузинские журналисты прослушали лекцию главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова: «Почему внешняя политика интересна российским медиа?».
Вслед за этим состоялось эмоциональное обсуждение услышанного. Особенно стоит отметить высокую активность журналистов закрывшегося в декабре русскоязычного телевизионного канала «ПИК». Не всегда задаваемые в аудитории вопросы относились к сути, однако диалог получился живым и насыщенным.
Наблюдая за происходящим в аудитории, я усомнилась в том, что большинство из моих коллег, присутствовавших на занятиях школы журналистики, пришли именно для того, чтобы узнать что-то новое по своей специальности. Многие прибыли ради того, чтобы стать свидетелями скандала, и, возможно, даже поучаствовать в провокации, тем самым только усиливая отчуждение между Грузией и Россией, пропагандируя язык ненависти и вражды.
Доказательством моих умозаключений стал опустевший ровно на половину конференц-зал. После кофе брейка те из журналистов, кто пришел для того, чтобы «подлить масла в огонь» просто не остались для того, чтобы прослушать интереснейший доклад дизайнера, эксперта в области брендинга и визуальных коммуникаций, преподавателя Высшей школы экономики Павла Редькина на тему «Визуальные технологии в современных медиа». А жаль. Было очень познавательно, полезно и … совершенно аполитично.
Российско-грузинская школа журналистики: провокация или диалог?
ЖЖ Натальи Сахно, украинки, работающей в Тбилиси качестве фриланс журналиста и корреспондента русскоязычных украинских и грузинских СМИ
14070 просмотров