Вестник Кавказа

«Нужно научиться слушать друг друга»

Тема нормализации российско-грузинских отношений через гуманитарную плоскость, ставшая актуальной после парламентских выборов в Грузии, становится все более актуальной с учетом активизации экспертных встреч по этой проблематике. На днях в Москве побывала группа грузинских экспертов, которые встречались с российскими политиками, экспертами, правозащитниками, журналистами и политологами. Одной из самых интересных встреч стал круглый стол в МГУ, на котором российские историки рассказали о своем видении перспектив научных и социальных контактов.

«Мы с большой грустью переживаем те тяжелые процессы дезинтеграции, которые проходят на всем пространстве СНГ. Но мы хотим сказать вам одно: как дружба была, так она и остается, - заявил декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов. - Это дружба институциональная, это дружба личная, это дружба научная. И у нас, например, очень много разных контактов с учеными Грузии, которые мы продолжаем поддерживать, считаем их важными. Я абсолютно уверен в том, что научные связи, как и политические связи будут укрепляться и подниматься на новый уровень. Наши страны объединяет очень многое. Да, есть проблемы, все мы прекрасно это знаем и понимаем. Но мы объединены общей культурной традицией: это традиция православия, это традиция нахождения в составе общего государства, это традиция общего культурного строительства.
Мы не собираемся камуфлировать проблемы и от них уходить. Когда мы пишем какие-то совместные труды, я считаю, что единственно правильным будет честно открыто говорить о своем мнении - то, что мы считаем нужным, то, что мы считаем правильным, при этом слушая внимательно наших собеседников, потому ни у одного человека и ни у одной политической организации нет монополии на истину. Такой монополии не существует. Поэтому нужно научиться слушать друг друга. К сожалению, среди политиков эта культура в значительной степени утрачена. СМИ тоже думают, что есть две точки зрения - их и неправильная. Мы от этого должны решительно отказаться. Когда мы создаем какие-то общие труды и в этих общих трудах выражаем нашу позицию, мы с уважением относимся к любому мнению, которое нашему мнению не соответствует, и готовы предоставлять место наших публикаций для выражения любых других мнений, любых других суждений».

Говоря о процессе демократизации в Грузии, Карпов заметил: «Мы очень рады тому, что он развивается, идет в конструктивном направлении. Я переживаю за Грузию, очень люблю эту страну. Я неоднократно был в Грузии и абсолютно уверен, что грузинский народ - мудрый народ, народ, который имеет огромную культурную традицию, сможет преодолеть эти трудности. Но мне хочется, чтобы путь, которым идет Грузия, был бы менее долгим, чтобы этот путь к разумному, цивилизационному наполнению был как можно короче, как можно плодотворнее.
Наша общая задача сейчас – сделать шаг к сближению наших народов, потому что в значительной степени та сецессия, тот разрыв, который произошел, болезненно переживается не только у вас. Он болезненно переживается и у нас. Часто представители и Грузии в России, и России в Грузии не являются лучшими представителями наших народов. А народы должны видеть лица партнеров. Лицо партнера должно быть благородным, оно должно быть честным, оно должно быть открытым». 

Рассказывая о работе историков в МГУ, Карпов заявил: «Наш факультет имеет определенную стратегию. Стратегия заключается в том, что мы стремимся готовить аналитиков, прежде всего, и поэтому развитие аналитических способностей – это главное, что мы вкладываем в образовательный процесс. Если мы готовим аналитиков, мы должны базироваться на фундаментальном образовании… В чем разница нашего образования и образования американского? Я преподавал и там, и там и могу сказать: например, там человек записывается на историю Византии. Он знает историю Византии, но когда я его спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, а что в это время было в Англии?», он не знает. Что было в это время в России? У него этих знаний нет. Что было в это время в Грузии? Вообще не знает. Дай Бог, чтоб Давида Строителя вспомнил, но и то сомневаюсь. Тамара –единственная из грузинских царей и цариц, которую, может быть, знают за границей. Ничего другого не знают. А мы хотим, чтобы человек, который изучает историю, изучал ее без лакун, подряд, не отдельными выборочными местами».

Сейчас на истфаке задумали очень большой проект - написание новой, многотомной «Истории России». «Мы издаем новую историческую энциклопедию. Но самая лучшая энциклопедия, которая издается в нашей стране, знаете, какая? Там есть прекрасные статьи о Грузии и грузинской духовности. Это «Православная энциклопедия». Уже вышло очень много ее томов. И мы и грузинских коллег привлекали к сотрудничеству. Эта энциклопедия очень серьезная, очень хорошая, и там тоже есть много такого, что может быть для вас интересно», - сказал Карпов грузинским экспертам.

Между тем, как заметила  эксперт Института развития свободы информации Юлия Адельханова, «часто незнание русского языка не означает плохого отношения к его носителю, к русским. На самом деле приезжающие из России вызывают у грузинской молодежи интерес, желание общаться. Конечно, языковой барьер мешает, но, тем не менее, он преодолим, если есть желание общаться. Дружбу можно завести, зная язык плохо. При этом желание учить русский язык в Грузии есть, среди грузинской молодежи есть, оно растет, растет процент родителей, которые хотят, чтобы их ребенок с детства знал русский. Не такой большой рост, но растет».

Говоря о необходимости контактов между российскими и грузинскими учеными и экспертами, замдекана истфака МГУ, исполнительный директор политологического центра «Север–Юг», главный редактор «Вестника Кавказа» Алексей Власов заявил: «Не так давно в Стамбуле прошла встреча грузинских и российских экспертов в рамках так называемого «стамбульского процесса», запущенного с участием НПО господина Хуцишвили, на котором ведущие российские и грузинские эксперты обменялись предложениями по тому, как нам выходить на новые коммуникации. Нет информации, или ее недостаточно, или эта информация приходит запоздало. И первое, над чем бы стоило нам подумать – выстроить нормальный канал, дающий полную информацию о тех взаимных процессах, которые идут в гуманитарной социокультурной сфере. Академика Карпова, понятное дело, на всех не хватит. Но можно построить, в век информационных технологий это не такая сложная задача, совместный ресурс, на котором мы - историки, политологи, журналисты - могли бы обмениваться сведениями о проводимых мероприятиях или, наоборот, формировать какие-то новые предложения, на какие новые общие точки взаимного роста мы могли бы выйти с помощью конференций, летних школ».

Власов пригласил грузинских экспертов на летнюю школу, которая будем проходить на историческом факультете, проводить. «Есть запрос на проведение еще одной школы в Тбилиси. Тоже надо совместно подумать – а почему только журналистского мастерства? Почему нам не попробовать провести для молодых политологов? Есть темы неприятные в нашей общей истории. Но есть общая для всех трагическая дата – 22 июня, я думаю, этого никто отрицать не будет, что это событие, которое боль и трагедия и для грузинских, и для российских семей. Почему бы не провести встречу российских и грузинских молодых историков 22 июня в Минске?
Нужны какие-то знаковые мероприятия, которые бы показали, что лед тронулся. Потому что, если мы будем бесконечно говорить о политике, обмениваясь, как дипломаты, протоколами о намерениях, то мы мало сдвинемся с мертвой точки. А вот коммуникации НПО, коммуникации по линии гражданского общества и профессиональные коммуникации – это три точки роста, по которым мы с вами сможем достаточно эффективно работать. Это моя точка зрения, я, естественно, понимаю, что есть и другие позиции и подходы, но я думаю, что МГУ, МГИМО, центры российского образования – здесь есть поле для совместной деятельности».

По мнению Власова, есть общие неполитические темы, которые было бы интересно обсудить: «Не кажется ли вам, что все страны постсоветского пространства, и Россия, и Грузия в том числе, сталкиваются с очень мощным вызовом, а именно – с поколенческим конфликтом? Есть ли в Грузии проблема ментального разрыва между старшим и средним и младшим поколением, которое лишено советскости в том представлении, в котором она существует у среднего и старшего поколений, и которое формирует свои мировоззренческие позиции, исходя из совершенно других принципов, чем те, кто, допустим, нашего возраста – 45, 40, 35, которые еще застали какую-то часть общего культурного, гуманитарного, образовательного пространства? Эта тема – не политическая тема. Но ее было бы очень интересно обсудить, потому что это вызов и риск, который не связан с геополитическими ориентирами Грузии, России, любой другой страны на постсоветском пространстве. Мы должны выходить на обсуждение решения общих вызовов и общих рисков. Они не обязательно связаны с российско-грузинскими отношениями – просто общие, потому что это давление испытываем и мы, и вы».
11105 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября