Вестник Кавказа

Мучительный российский вопрос

Ян Бреммер, профессор глобальных исследований, Университет Нью-Йорка
Мучительный российский вопрос
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

США в очередной раз оказались затянуты в риторический узел. Так же, как и в ситуации с Сирией, когда они угрожали военными действиями в случае, если "красная линия" будет перейдена, риторика администрации Обамы по отношению к России и Украине далеко выходит за пределы того, что они на самом деле хотят и могут сделать.

Несколько раньше, в марте, президент Обама предупредил, что Америка "изолирует Россию", если та продолжит захват территорий. Вчера он добавил, что возможны дальнейшие санкции. Госсекретарь Джон Керри также сказал, что страны Большой семерки готовы принять самые жесткие меры для изоляции России.

Но риторика Вашингтона опасно преувеличена, по трем причинам: Украина гораздо важнее для Владимира Путина, чем для Америки; угрозы про страшные санкции вряд ли принесут пользу США и Европе; другие страны могут свести их вред к минимуму.

Во-первых, США нужно посмотреть на Украину с точки зрения России. Угрозы Америки и Европы никогда не будут определяющим фактором для решений Путина. Украинский вопрос - это важнейшая проблема национальной безопасности России за ее пределами, и политика г-на Путина, включая и вопрос о захвате украинских территорий, будет в первую очередь связана с интересами безопасности, а не с краткосрочными экономическими перспективами.

Кроме того, с 1991 года Россия предоставила Украине примерно 200-300 миллиардов долларов в виде газовых субсидий. Учитывая приход к власти в Украине антироссийского правительства, Москва, скорее всего, прекратит эти субсидии и избавится от крупного экономического бремени в то время, как Запад пытается поставить ее в трудную финансовую ситуацию.

Во-вторых, если Россия продолжит захват украинских территорий, попытки Америки и ее союзников ввести жесткие санкции, как в Иране, в конечном счете провалятся. Если г-н Путин продолжит военную кампанию, Америка и Европа вряд ли ответят такими же мерами.

Экспорт энергетических ресурсов Россией, ее коммерческая сила и просто ее размеры означают, что цена за то, чтобы игнорировать Россию, слишком высока для Европы. Несмотря на то, что семерка недавно исключила Россию, европейцы не хотят крайностей. Украинский посол в ЕС назвал введенные санкции "комариным укусом". Но даже такие скромные решения заставили многие европейские страны чувствовать себя некомфортно. Британия и Франция были очень осторожны, а Австрия и Кипр - тем более (Австрия покупает больше половины своего газа в России; Кипр тесно связан с российской банковской системой).

Наконец, даже если Америка захочет ввести более жесткие санкции против России, другие стране проигнорируют их и сведут к минимум ущерб от них. Индия отказывается относиться к России как к стране-изгою. Китай, что важнее, не будет соблюдать санкции.

Основная проблема заключается в том, что администрация Обамы не хочет нести расходы, связанные с активной внешней политикой. Это понятно. Опрос общественного мнения в декабре показал самый низкий уровень поддержки активной внешней политики США с 1964 года.

Внутреннее давление проявило себя в ситуации с Сирией. Ошибка г-на Обамы заключалась не в том, что он отказался от военных действий и принял предложение России об изъятии химического оружия у Сирии. Ошибка заключалась в том, что он провел красную линию, соблюдение которой обошлось бы США дороже, чем они были готовы заплатить. Америка потеряла международное доверие после того, как она не смогла выполнить свои угрозы.

К сожалению, администрация Обамы повторяет эту ошибку в украинской ситуации.

Когда Россия аннексировала Крым, США и Европа ответили мерами, которые имели некоторый экономический эффект, но их никак нельзя назвать жесткими. Американцы и европейцы лишь углубили линию на песке, впустую угрожая страшными санкциями, если Россия продолжит захват украинской территории.

Подобная риторика Запада может лишь спровоцировать более агрессивные действия Путина. Потому что он не верит в то,что Запад когда-нибудь поступит с Россией, как с Ираном, и введет жесткие санкции, которые отрежут важные сферы российской экономики от Запада. Как г-н Путин недавно сказал, в глобальном мире "можно навредить друг другу — но этот вред будет взаимным".

Изоляция России по примеру Ирана или Северной Кореи — это угроза, которая не принесет пользы США. Даже если Путин ведет себя как лидер вражеского государства, его страну нельзя считать таковой. Российская экономика — восьмая в мире. Учитывая присутствие американских корпораций в России, г-на Обаму ждут большие проблемы с частным сектором, если он попытается изолировать Россию. Администрация Обамы должна координировать свои слова и действия. Иначе, если действия Вашингтона будут отставать от слов, доверие к нему продолжит падать.

Более решительные меры — это тоже неверный ответ. Отказаться от военного вмешательства было правильным решением Обамы. Дипломатия — это единственный возможный путь для США.

Но Вашингтону нужно научиться предугадывать ответы России с российской точки зрения. В своем выступлении в среду, г-н Обама намекнул на возможность новых санкций, если Россия продолжит свой курс. Это ошибка. Россия не отступит, и подобные разговоры только увеличивают напряженность.

Администрация Обамы должна сконцентрироваться на том, чтобы поддерживать Киев, а не на том, чтобы наказывать Москву. Это означает, что надо использовать свои связи с Европой для того, чтобы обеспечить эффективное использование поддержки и удостовериться в том, что новое украинское правительство не предпримет мер, которые могут спровоцировать крайне жесткий ответ. Это потребует признания основных интересов России и ограниченности возможностей США — и прекращения пустых угроз.

7560 просмотров