Вестник Кавказа

"Многие хотят понять, какой он – Грозный, этот мирный город"

Мария Сидельникова

Национальный музей Чеченской Республики отметил 90-летний юбилей. Днем его рождения считается 7 ноября 1924 года. В музее была большая коллекция личных вещей героев и участников Кавказской и других воин, коллекция национального огнестрельного и холодного оружия, редчайшие сабли, кинжалы, нагрудники, кремневые ружья и пистолеты, украшенные золотом и серебром, резьбой и чернью.
По числу единиц хранения музей был крупнейшим на Северном Кавказе. От том, как сейчас живет музей, "Вестнику Кавказа" рассказал старший научный сотрудник Национального музея Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хамурзаев.

- Ислам Саидович, как собирались коллекции музея, как они пережили непростые для Чечни времена?

- Национальный музей Чеченской Республики на Северном Кавказе один из самых старых. Закладывался как музей он еще в 1924 году. Как мы знаем из истории, фонды того периода в основном были конфискованы - личные вещи зажиточных купцов, промышленников. В послереволюционный период шла национализация. До Великой Отечественной войны фонды пополнялись, музей расширялся.
После 1944 года Чечено-Ингушский краеведческий музей перестал существовать, он был преобразован в музей Грузинской области. Многое, связанное с чеченцами, ингушами, исчезло. После 1957 года, когда была восстановлена Чечено-Ингушская ССР, воссоздали Чечено-Ингушский краеведческий музей. Фонды этого музея пополнялись за счет ведущих музеев СССР - Эрмитажа, Третьяковской галереи.

В Грозном был краеведческий музей, музей изобразительных искусств им. Петра Захарова. Коллекции завидовали все ведущие музеи, не только на Северном Кавказе, но и во всей России. У нас была огромная коллекция и очень редкие картины - Айвазовский, Рубо, Гагарин.
Вплоть до 1990 года музей как культурный объект имел много своих филиалов в горной Чечне, в Надтеречном районе, в станице Старогладовская музей им. Л.Н. Толстого, в селе Парабоч музей им. Лермонтова.
После распада СССР стало не до музеев, не до образования, не до культуры. Музеи пришли в упадок. К власти в Чечне пришел Джохар Дудаев. Этот период очень сильно повлиял на музей нашей республики в целом.
Во время первой чеченской войны основной удар пришелся на центр города Грозного, где были музеи. Краеведческий музей был почти разграблен, а музей изобразительных искусств Захарова очередь сильно пострадал, пострадали картины. В 1995 их отправили году на реставрацию в Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО.


В 1999 году началась вторая чеченская кампания, и опять пострадали музеи. Зарплаты не выдавали, но сотрудники музеев работали - по призванию.
После 2000 года встал вопрос о том, будет ли вообще Грозный. Планировалось переместить столицу в Гудермес. Но первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, герой России твердо сказал, что город будет, переименовывать его не будут и восстановят именно там, где он был.
Началось восстановление Грозного. Сын Ахмата-Хаджи после трагической гибели отца взял борозды правления в свои руки. Сегодня мы имеем прекрасный музей, прекрасный город.

 

 

 - Сколько сотрудников в музее?

- Вместе с филиалами в общей сложности 100 человек. У нас работает три доктора наук, четвертого ждем, шесть кандидатов исторических наук. У нас почти все имеют историческое образование, так что квалифицированных работников хватает. Но догонять всегда очень сложно. Мы стараемся, выезжаем, повышаем квалификацию своих сотрудников. К нам приезжают многие музеи.

- Кто именно приезжает?

- В первую очередь у нас хорошие соседские отношения с Северной Осетией, с директором Национального музея Северной Осетии-Алании Ларисой Цекоевой. Дагестан всегда откликается. Сейчас идет конференция, на которой присутствует директор музея им. Расула Гамзатова, дочь Расула Гамзатова. Также Ростов, Ставрополь, санкт-петербургский Русский музей, музей Востока.

 -А это здание когда появилось?

- Это совершенно новое здание. Мы заселились полтора года назад.

- Что включено в экспозицию?

- Как и все музеи мира, мы имеем археологический зал, этнографический зал, там идет выставка этнографии чеченцев и всех народов, проживающих в Чеченской Республике, картинный зал у нас очень большой, где проводятся персональные выставки художников. В центральном зале сейчас выставлены те картины, которые пострадали во время боевых действий. Они вернулись после реставрации РОСИЗО и заняли свое достойное место в большом зале Национального музея.

- Какие экспонаты вы считаете гордостью музея?

- Я с 5 класса увлекался историей, занимался в кружке Чечено-Ингушского университета «Юный краевед». Тогда я увидел первый раз автопортрет Захарова. Для нас символичен автопортрет великого русского портретиста, именно русского, потому что он единственный ребенок, который уцелел во время уничтожения сожженного дотла аула Дади-юрт в ермоловский период. Ребенок уцелел, его спас рядовой солдат Захаров, дал ему свою фамилию, образование, и он стал великим художником России. Мы очень горды, что наш земляк так прославился и прославил русскую культуру.

 

 

 

 

 

 

- Сколько у вас экспонатов?

- Сравнивать то, что было и то, что есть, нельзя. Но фонды пополняются. Кто-то приносит свои семейные реликвии. Например, пожилые люди знают - лучше, чем что-то будет лежать и пылится, пусть лучше это будет в музее. Многие фонды утрачены. Сегодня у нас около 30 тыс. единиц хранения.

 

- Что заметного прибавилось в фонде?

- У нас в коллекции есть холодное оружие. Многие, кто приезжает, задают такой вопрос: «Почему у вас так много выставлено холодного оружия?». Я говорю: «Вы на Кавказе, мы горцы. Горцы испокон века уделяли особое внимание оружию. Это не означало, что он грозился, он тем самым давал понять, что он вооружен".

- Показатель статуса?

- Да, статус. Будь он адыг, кабардинец, балкарец, ингуш, осетин, чеченец или дагестанец - все горцы любили оружие и носили его. Это была атрибутика повседневности. Было парадное оружие и повседневное. Среди этой коллекции есть два предмета: кинжал и сабля очень известного мастера.

У нас есть шашка, принадлежавшая известному политическому, государственному и общественному деятелю Чечни Абдул-Межиду (Тапе) Чермоеву. Шашка была изготовлена и подарена Чермоеву известным чеченским мастером-клиночником Башировым из села Старые Атаги. У нас есть кинжал, изготовленный в 1901 году известным чеченским мастером-клиночником из Дойкур-аула Чиллой Муртазалиевым

- Ходят ли местные жители в музей?

- Очень многие, даже записываются. Много школьников, студентов, к нам приезжают из соседних республик школьники с преподавателями и кураторами. Особенно часто у нас бывают гости из Дагестана. Были из Хабаровского края школьники, студенты, туристы. Многие хотят увидеть своими глазами, понять какой он – Грозный, этот мирный город.

- Ведете ли какую-то исследовательскую работу?

- У нас занимаются экспозициями, связанными теми или иными героями, с тем или иным периодом. Например, у нас была выставка «Брестская крепость». Тему, связанную с нефтяной промышленностью, с купечеством в Грозном, у нас ведет Малика Гортикова - очень сильный этнограф.

 

 

 

 

 

- Что больше всего люди хотят посмотреть?

- Этнографию. Чеченский музей часто участвует во всех проектах в России. Мы вывозили в Крым многие наши экспонаты. Выезжали в Сочи, тоже вывозили. Словом, есть, что вывозить и смотреть.

 

13165 просмотров