После вхождения кавказских территорий в состав Российской империи в XVIII-XIX веках возникла необходимость интеграции новых подданных, эффективного задействования их в задачах, общезначимых для всех народов государства. Историки считают, что с этой задачей российские власти с задачей справились вполне успешно, учитывая и уважая при этом национальную культурную и социальную самобытность народов Кавказа.
К началу Первой мировой войны горцы были уже практически полностью интегрированы в русскую армию.
В декабре 1914 года страшные слухи будоражат Австро-Венгерскую империю, солдат в окопах и жителей прифронтовых городов. Эти слухи приводят в ужас: из глубин Азии русские ведут какую-то неведомую силу – орду диких всадников, у них за плечами черно-белые крылья; они едят детское мясо; это по-настоящему страшные люди, ничего подобного Европа еще не испытывала. Вскоре австрийцы и немцы назовут их "дьяволами в мохнатых шапках", русский царь – орлами Кавказа. Но в историю они войдут как Дикая дивизия.
В октябре 1915 года часть чеченского полка Дикой дивизии оказывается в окружении. Австрийцы довольны - приходилось брать в плен этих "ужасных" горцев. Они посылают парламентера с предложением сдаться. Толмач-чеченец смущен, он не знает, как перевести на чеченский язык слово "плен" и переводит по-своему: "Нам приказано снять погоны, ремни, сапоги, сложить оружие, поднять руки и выйти замуж за немцев". Чеченцы в ярости, они готовы искромсать парламентера, требуют отрубить ему голову. Горцы в плен не сдаются и в первые месяцы войны сами пленных не берут – таков обычай горской войны. Оставшиеся в живых после атаки кавказцев противники считают себя счастливыми людьми.
Советники Николая II учитывают психологию горцев. Император назначает командиром дивизии родного брата, Великого Князя Михаила Александровича Романова. Для Михаила – это проявление высочайшей немилости - всего лишь добровольцы под началом. Путь к престолу в результате этого скандального «мезальянса» ему был заказан. А Михаил Романов не очень и переживал – он был любимым мужем и любимым командиром. Горцы безумно гордились тем, что ими командует брат самого царя. Большей чести для кавказцев нельзя было придумать. Дикая дивизия была включена в состав Второго кавалерийского корпуса, которым командовал генерал-лейтенант Гусейн Хан Нахчыванский. Полки Дикой дивизии были объединены в три бригады. В первую входили кабардинские и дагестанские полки, во вторую – чеченский и татарский, в третью бригаду - ингушский и черкесский.
Самый важный полк в этой Дикой дивизии был Татарский, который имел особое внимание и поддержку со стороны жены и семьи императора Николая II. Дело в том, что в свое время Гусейн-хан спас от неминуемого позора Великого Князя Михаила Александровича в связи с его женитьбой на неподходящей кандидатуре. Гусейн-хан сначала представил Михаила Александровича к награждению боевым орденом, потом к награждению полным кавалером Георгиевского креста. Тем самым он смыл пятно с Великого Князя, и с тех пор царская семья была признательна Гусейн-хану и окружала его особым доверием и почетом. Поздравительные телеграммы и поощрения от императора всегда получала не вся Дикая дивизия, а ее Татарский полк.
Рядовых бойцов и младших командиров решено было называть не нижними чинами, а всадниками. У горцев нет обращения на "Вы", к офицерам, генералам и даже к командиру дивизии Великому Князю Михаилу Александровичу всадники обращаются на "ты". Впрочем, в их глазах это ни сколько не умаляло авторитет командира. Командный состав дивизии уникальный: служить с кавказцами в офицерской среде считается почетным делом еще со времен Русско-Турецкой и Русско-Японской войн.
Среди легендарных командиров Дикой дивизии был командир татарского (азербайджанского) конного полка, выходец из Гянджи Алекпер бей Рафибейли, генерал Ибрагимбек Векилов, Гусейн-хан Нахчыванский, полковник из Осетии Георгий Кибиров. Еще в 1913 году, командуя сотней дагестанского конного полка, Кибиров сумел разыскать и обезвредить самого знаменитого чеченского абрека Зелимхана Харачайского. По закону гор абреки объявили месть за своего убитого друга. И вот теперь в Дикой дивизии именно Кибирову поручили возглавить пятую особую дополнительную сотню ингушского полка. В этой сотне были только абреки, амнистированные императором. Однажды Кибиров оказался в окружении австрийских кавалеристов. Еще секунда – и он бы погиб, но абреки и ингуши бросились на помощь, отбили своего командира и спасли ему жизнь.
В походе кавказская дивизия представляла собой весьма живописную картину. Так описывал ситуацию офицер ингушского полка Анатолий Марков: "Длинной беспорядочной вереницей, не соблюдая строй, тянулись всадники. Они сидели на конях всевозможных мастей и калибров. Одеты горцы были кто в бурку, кто в черкеску, кто в кожаную куртку или гимнастерку. Каждый носил папаху и башлык разного цвета и не без фантазии. В посадке, в манере держаться в седле, в самой седловке и даже вооружении чувствовалась индивидуальность каждого всадника. Каждый всадник носил винтовку и кинжал, как ему Бог положил на душу - направо, налево за плечами, стволом вверх или вниз, а то и по горскому обычаю притороченным к седлу. Один только внешний вид вооруженных до зубов всадников в огромных мохнатых шапках приводит местных жителей в оцепенение".
29 мая 1916 года 50 всадников чеченского полка Дикой дивизии переправились через Днестр и сходу заняли плацдарм. При этом только в плен попало 250 австрийцев и венгров. В ту же ночь переправилась остальная часть дивизии. Через неделю, 4 июня русская армия начнет наступление на Юго-Западном фронте, это будет мощная военная операция, которая продлится два с половиной месяца и войдет в историю как Брусиловский прорыв. Плацдарм, захваченный чеченцами, сыграет в ходе прорыва важную роль.
Окончание следует
При подготовке статьи использованы материалы фильмов НТВ «Кавказцы в войнах России» и «Джигиты императора» из цикла документальных фильмов, посвященный истории национальных северокавказских подразделений в составе царской, советской и современной Российской Армии, роли представителей народов Кавказа в защите Родины, а также интервью Рудольфа Иванова Историко-аналитическому порталу Центра истории Кавказа при Институте общественно-политических исследований "Azer-Globe".