Вестник Кавказа

«Демократические традиции в исламе существуют давно»

Через две недели после свержения Мохаммеда Мурси временный глава Египта Адли Мансур заявил, что верит в восстановление спокойствия в стране и готов сотрудничать со всеми, кто придерживается этого мнения. Однако сторонники Мурси продолжают обвинять Мансура в попытках привести страну к хаосу.
За последние два года в Египте произошла уже вторая революция, и теперь наблюдатели пытаются разобраться в причинах такого бурного развития событий.

«Арабский мир находится в условиях системного кризиса – нет ни одной сферы жизнедеятельности, в которой не было бы нерешаемых проблем. В 2011 году здесь начались революции и закончатся они не раньше 2030 года, - говорит президент центра стратегических исследований «Россия - исламский мир» Шамиль Султанов. - Каждая революция проходит семь, а некоторые исследователи говорят – восемь, стадий. В Египте сейчас революция перешла на третью стадию, причем эти стадии имеют циклический характер – подъем сменяется спадом. В любой революции, в том числе арабской, десятки миллионов людей. Этим революция отличается от переворотов, мятежей. В Египте воплотился главный тренд, характерный для арабского мира последнего десятилетия - усиление исламского тренда.
Что поддержали во внешнеполитическом плане десятки миллионов египтян в 2011 году? Три основных требования. Разрыв Кэмп-Дэвидского соглашения, выход из сферы влияния США и поддержку палестинцев. Ничего из этих трех вещей Мурси не сделал.
За полтора года количество египтян, которые живут на два доллара в день, увеличилось на 20%. Если в 2011 году таких было 40%, то в конце 2012 года таких стало почти 50%. Раскол египетского общества будет усиливаться в ближайшие несколько месяцев. Фон показывает, что, если не произойдет жесткого военного переворота и не погибнут десятки тысяч людей, в результате этого не установится диктатура, то начнется наступление исламистов, «Братьев-мусульман»».

О том, как события в арабском мире могут повлиять на ситуацию на постсоветском пространстве, Шамиль Султанов рассказал корреспонденту «Вестника Кавказа».

- Учитывая ментальность народов Ближнего Востока, на ваш взгляд, к чему могут привести попытки копирования европейской модели демократии?

- В свое время в Аббасидском халифате самыми демократичными были именно мусульманские народы, потому что есть принцип "шура" в исламе, при которой правитель назначается уммой, то есть согласованием. С этой точки зрения демократические традиции давно существуют в исламе. Им просто не нужно копировать Запад. Запад вообще никому не надо копировать, и Сноуден это доказал.

- Можно ли проводить параллели между моделями экономического развития стран Ближнего Востока и постсоветского пространства?

- Нет единой экономической модели, разные страны арабского региона по-разному интегрированы в мировую глобальную экономическую систему. И в этом смысле то, что происходило в Египте, является ярким примером этого. Египет со своей экономической структурой интегрировался на заведомо невыгодных условиях на этот мировой рынок, не имея возможности влиять на него. Египтяне должны были последовать примеру иранцев, которые после революции 1979 года действительно создали свою модель, так же как это сделали большевики после 1917 года.

- Насколько существенной, по вашему, была роль в революциях на Ближнем Востоке внешних сил?

- Внутренние факты 70-75%, остальные 20-25% - это внешний фактор. Впервые в истории арабского мира в Египте началась революция. Такого в арабском регионе не было никогда, там всегда были верхушечные перевороты, столкновения между элитами и кланами. Впервые достаточно образованная молодежь, а вслед за ней и средние общества вышли на улицы вместе несколькими миллионами. Это не перманентная революция - это только начало великой революции. Революция - это все-таки большая неопределенность и здесь все больше играет роль субъективный фактор. Приведу вам пример, в 1917 году власть в России получили эсеры. Их партия насчитывала 2 млн человек, у них были лидеры, о которых знала вся Россия. И была партия большевиков, у которых в марте этого же года было 14 тысяч человек. Но был лидер, была теория, был опыт, были знания. Чем дело закончилось, мы все знаем. Поэтому субъективный фактор играет очень важную роль.

8925 просмотров