30-летняя писатель, литературный критик Алиса Ганиева – мастер эпатажа. Она начала писать под псевдонимом Гулла Хирачев и долго его не раскрывала. Алиса родилась в Дагестане, а в 17 лет приехала в Москву поступать в Литературный институт имени Горького. В 2009 голу Алиса получила молодежную премию «Дебют», подав на конкурс свою повесть «Салам тебе, Далгат!» от имени «молодого начинающего писателя из Дагестана Гуллы Хирачева», в 2012 году выпустила еще одну книгу про Дагестан «Праздничная гора», а недавно вышел в свет ее новый роман «Жених и невеста».
"Вестник Кавказа" встретился с Ганиевой на полях Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВДНХ.
- Что подвигло вас написать "Жениха и невесту"?
- Название говорит само за себя. Свадьба - матримониальная тема - на Кавказе имеет очень большое значение, по крайней мере, в Дагестане. В Махачкале свадебные бутики и все, что посвящено свадьбе, занимает практически полгорода. Каждая семья, с того самого дня, как у них рождается отпрыск, озабочена, тем как его женить или выдать ее замуж. Традиционный подход к этому вопросу сейчас сталкивается с современным подходом. Не все хотят брать ту девушку, которую предлагают родители, многие знакомятся по интернету. Возникает некий конфликт.
Если традиционные свадьбы праздновались по несколько дней в горах, то сейчас все это переместилось в город, приобретая несколько абсурдный размах, когда снимаются конвейером большие банкетные залы, приходят 600-700 человек. Конечно, это огромные расходы для семьи. Некоторые даже продают жилплощадь, чтобы отгулять свадьбу.
Свадьбы, так или иначе, присутствуют у меня во всех текстах. Но здесь сюжетная завязка довольно странная на взгляд человека из Москвы или Петербурга. Семья снимает банкетный зал на определенное число, потому что это нужно делать заранее, за полгода. Сына ставят перед фактом, что зал снят, и нужно найти невесту к определенному числу. Дальше происходит традиционное изучение списка невест, хождение по кандидаткам.
Герой - современный человек, работает адвокатом в Москве, разумеется, у него какие-то свои критерии.
Естественно вмешиваются параллельные сюжетные линии, связанные и с религиозным вопросом, и с политическим, и с бытовым. И конечно, я старалась ввести еще какие-то юмористические моменты. Мне кажется, эта книга гораздо легче читается, чем предыдущие, но, надеюсь, она не теряет глубины.
- Вас кто-то поддерживает в работе?
- Нет. Ни материально, ни психологически не поддерживает.
- Вы с исламом в каких отношениях?
- Я человек абсолютно не религиозный, но уважительно относящийся к тем, кто верит в того или иного бога. Это личное дело каждого. В Дагестане вера все больше приобретает общественный размах, и каждый сосед считает своим долгом переубедить соседа. Люди друг друга судят, но не видят бревен в своих глазах. Это действительно проблема. О чем я и пишу.
- Вы уже познакомились с ярмаркой?
- Я не успела все подробно изучить, но то, что я видела, меня радует. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, представлено много издательств, в том числе не очень больших. Они все еще существуют, не исчезают. Это очень радует.