Вестник Кавказа

Споры вокруг бюджета 2012-2013

Федеральный бюджет России на следующий год уже прошел первое чтение в Госдуме, хотя вызвал неоднозначную реакцию. В конце ноября он должен попасть на рассмотрение Совета Федерации, а в начале этого месяца в пресс-центре «АиФ» эксперты дали свои оценки главному финансовому документу страны. 

Александр Коган, зам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам
Много разговоров идет по поводу снижения объема финансирования по разделам образования, здравоохранения, культуры, социальной политики. Могу сказать, что в 2012 году этого не будет. Идет увеличение объемов финансирования как образования, так и здравоохранения и культуры. Есть небольшое снижение по физической культуре и спорту, но скорее всего этот пробел мы компенсируем поправками во втором чтении. Идет достаточно серьезное увеличение в том, что касается по национальной безопасности и национальной обороны и правоохранительной деятельности. С 2012 года пойдет серьезное увеличение заработных плат военнослужащим и сотрудникам полиции. Это давно готовилось. Это был принципиальный шаг, чтобы повысить престиж полицейской и военной служб, чтобы улучшить ситуацию в полиции, которая подвергалась справедливой критике со стороны наших граждан. Самое главное – решается жилищный вопрос для военнослужащих. В 2012 года будут выделяться субсидии для решения проблем полицейских, связанные с жильем. В виде субсидий будут выдаваться деньги, и военнослужащие на эти деньги будут приобретать себе жилье...
Серьезное увеличение выделяемых средств на национальную оборону в первую очередь связано с перевооружением армии.
По межбюджетным трансфертам есть небольшое сокращение, связанное с тем, что перераспределяются полномочия. Обязательства по полиции теперь у федерального бюджета, и некоторые снижения по образовательным учреждениям, по здравоохранению переходят на уровень региональных бюджетов. В связи с тем, что расходы на полицию гораздо больше, чем на образование в этой части, то, конечно, межбюджетные трансферты сокращаются, потому что индексы расходов теперь уменьшаются со стороны субъектов Российской Федерации.
Мы собираемся дорабатывать вопрос по акцизам. Лично я как депутат и как эксперт могу сказать, что у нас занижены акцизы на сигареты, алкоголь, пиво. Есть смысл увеличивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)по газу, потому что цена достаточно серьезно выросла, при том, что НДПИ не изменяется. Напомню, что НДПИ на нефтепродукты считается в зависимости от цены, которая складывается на рынках. Есть формула, которая изымает доходы в зависимости от цены, которая складывается за рубежом. НДПИ на газ – фиксированный. Поэтому есть смысл его пересмотреть и уже в этом бюджете есть часть предложений. Потенциал в этом направлении достаточно серьезный с точки доходной части… 
Что касается дефицита на 2012 год, то думаю, что средств для его погашения достаточно. Во-первых, это резервный фонд РФ. Во-вторых, возможны внешние заимствования. Но все будет зависеть от того, как будет складываться финансовая ситуация в Европе, Америке, Азии. За этим мы тоже будем внимательно следить.

Вадим Дубинкин, директор сводного департамента Счетной палаты РФ
В отличие от прошлых лет, бюджет сформирован на основе достаточно высокого прогноза цен на нефть – в среднем 100 долларов за баррель. Если по годам, то в 2012 – 100; в 2013 – 97; в 2014 – 101. Раньше в бюджет закладывались консервативные оценки цен на нефть. Например, в бюджете текущего года цена была изначально заложена как 58 долларов за баррель, потом бюджет был пересмотрен в сторону увеличения до 75 долларов за баррель, а в июне планка была поднята уже до 105 долларов за баррель. 30 долларов за баррель роста – это достаточно серьезно. Такого прогнозного роста цены на нефть не было. Сейчас последняя попытка поправки в бюджет 2011 года была принята и находится уже на подписи у президента. Там цена на нефть повышена со 105 до 108 долларов за баррель.
Приведу один пример. На 1 ноября средняя цена по году у нас составила 109 долларов за баррель. Это серьезный момент, макроэкономический. В принципе, один из рисков макроэкономической ситуации – это бюджетная устойчивость.
Кроме того, хотелось бы отметить, что нарастают кризисные явления в Европе и мировой экономике, что вызывает дополнительный риски в связи с обеспечением макроэкономической стабильности, уровня инфляции, темпов роста экономики, курсовой политики в прогнозируемой среднесрочной перспективе. И естественно, от этого очень серьезно зависит доходная часть бюджета, половина которой формируется за счет пошлин на нефть и нефтепродукты, а также добычу на полезные ископаемые.
Нельзя сказать, что правительство не контролирует ситуацию. Оно прекрасно представляет и в принципе готовится к негативным сценариям развития экономики, на чем я остановлюсь дальше.
Второй момент, на который бы хотелось обратить внимание - это уже пятый по счету бюджет, сформированный правительством Российской Федерации в условиях проведения ряда серьезных реформ. Одна из серьезных реформ, которая будет осуществляться в 2012 году (и подготовка к ней уже идет) – это переход бюджетных и государственных учреждений от сметного финансирования на выделение субсидий, а также сама реформа оказания услуг. По замыслу правительства, это должно повысить качество оказания услуг и привести к сокращению громоздкой, сложной сети в бюджетном секторе экономики.
Второй важный момент - реформирование денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которое будет осуществляться в несколько этапов. Первый этап – 2012 год, и мы уже видим рост расходов на эти цели. 2013 – это уже другие военнослужащие других органов, Минобороны, МВД будут получать увеличенное денежное довольствие. Третий момент – передача полицией общественной безопасности на федеральный уровень и взаимная передача полномочий. Почему я говорю об этих трех реформах? Есть определенные риски с проведением этих реформ - все ли правильно у нас подсчитаны расходы? Не окажется ли так, что потребуются дополнительные ресурсы для оказания тех или иных услуг?

Владислав Иноземцев, доктор экономических наук, директор Центра постиндустриального общества
У нас постоянно увеличивается количество бюджетных мест в системе образования, и я думаю, что демографический спад в ближайшие несколько лет даст возможность несколько уменьшить число студентов, поэтому это тоже не катастрофично. Но вопрос, скорее, заключается в том, что расходы на систему управления и систему поддержания правопорядка, у нас безумно велики. Если посмотреть на бюджет 2011 года, взять только одну цифру, у нас по этому бюджету выделяется на обеспечение федерального правительства 844 миллиарда рублей – то есть по сути если мы пересчитываем по текущему рыночному курсу, получается, что разница между Россией и США составляет меньше 5% в пользу США. По сути дела, если мы экстраполируем наши расходы, увидим, что будем тратить на наше правительство в следующем году больше, чем США (с населением в два раза больше) тратят на свое правительство. 
Такие примеры могут быть продолжены и вопрос заключается в том, что эффективность расходования средств правительством должна быть повышена. Думаю, что существуют огромные возможности для экономии бюджетных средств и для повышения эффективности их использования.
Система доходов федерального бюджета в сегодняшнем виде делалась согласно структуре догоняющей, развивающейся экономики все эти годы и была достаточно либеральна. По мере того, как уровень жизни граждан растет, и Россия вступает на новый уровень развития уже как более-менее развитая зрелая экономика, думаю, что правительству придется пересматривать некоторые инвективы в этой сфере. Я не говорю о необходимости введения прогрессивной шкалы по доходам налогов, как говорят многие критики правительства слева, но я считаю, что можно было бы рассмотреть вопрос об изменении доли страховых платежей, изменении объема того, что раньше называлось ставка единого социального налога с тем, чтобы распространить ее на более высокие доходы.
Мы стремились на протяжении последних лет вывести доходы из тени и сделать из более легальными. Но когда человек получает 30-40 тысяч в месяц, его работодатель платит 34%, а когда человек получает 1,5-2 миллиона, платится чуть меньший или больший процент – это нетерпимая ситуация. Хочу обратить ваше внимание на то, что сейчас мы имеем ЕСН по средним доходам в размере 34% дохода. В США такой же налог, идущий на обеспечение здравоохранения и социального обеспечения, составляет в совокупности 15,3%, но взимается со всех налогов. Думаю, что если бы мы рассмотрели вопрос хотя бы о прогрессивном снижении ЕСН и его распространении на более высокие доходы, то особо серьезное давление на низкооплачиваемых людей можно было бы снизить. Это существенно, потому что в любом случае становится понятным, что значительная часть бизнеса не в состоянии сегодня платить такой налог, и мы все равно будем повышать трансферты в пенсионный фонд, которые тяжелым бременем ложатся на бюджет. Здесь необходима какая-то реформа с тем, чтобы при общей достаточной собираемости этого налога, его бремя было распределено более закономерно…
… В США и ряде европейских стран правительства выделяют большие средства на серьезные технологические проекты - высокоскоростное движение, альтернативные источники энергии и т. д. Мы сейчас вкладываемся в новые технологии, в то, что правительство делает в рамках проекта «Сколково» и других проектов. Это именно новые технологии. Но пока до их коммерциализации вряд ли будет возможно дойти в ближайшие годы, а сами по себе технологии по всему миру продаются довольно плохо. Если посмотреть на экспорт США, то экспорт самих технологий, патентов и лицензий – это около 4% экспорта. То есть на нем выжить невозможно. Выжить можно только в ситуации, когда технологии применяются у нас же в промышленности, а на это мы пока тратим на это очень мало.
См. видео http://vestikavkaza.ru/video/?ID=45698

15135 просмотров