На днях в РИА Новости прошел видеомост между Москвой, Баку и Вашингтоном на тему «Россия, Азербайджан, США в контексте многовекторной политики», приуроченный к 20-ой годовщине восстановления независимости Азербайджана. О переплетении интересов этих государств в регионе Южного Кавказа, о проблемах и путях их решения говорили гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев и главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов из Москвы; экс-аналитик ЦРУ и госдепартамента, публицист Пол Гобл из Вашингтона; проректор Дипакадемии Азербайджана Фариз Исмаилзаде и председатель ассоциации американских выпускников Джейхун Кярамов из Баку.
- Как трансформировались интересы Азербайджана за последние 20 лет, и какие внешнеполитические вопросы стали приоритетными для Баку?
Фариз Исмаилзаде (Баку)
В эти дни Азербайджан празднует 20 лет восстановления независимости, и за эти годы он достиг большого прогресса в экономическом, социальном развитии, во внешней политике. Во многом, конечно, это связано с энергетическими контрактами, с развитием экономики, ее диверсификацией, в результате чего вырос уровень жизни населения. Мы празднуем 20 лет независимости Азербайджана в очень позитивном ключе. Если вы сейчас приедете в Баку, то увидите, что очень много чего происходит: развивается инфраструктура, люди живут намного лучше, чем в начале 1990-х.
Что касается целей внешней политики и приоритетов на Южном Кавказе, они остаются прежними: укрепление, сохранение нашей независимости, восстановление территориальной целостности, обеспечение того, чтобы оккупированные территории Азербайджана были освобождены, беженцы вернулись домой, чтобы не было больше войн и конфликтов, чтобы Южный Кавказ был стабильным регионом с устойчивым экономическим развитием. Для этого нужно не только полагаться на нефтегазовые проекты, но развивать другие секторы экономики, чтобы люди и дальше повышали жизненный уровень.
Азербайджан является центром глобального геополитического внимания. Обычно Южный Кавказ анализируют как регион соперничества в так называемой большой игре. Но Азербайджан сам по себе рассматривает отношения с Россией, с США, с ЕС на равном уровне, на прагматической основе. Мы против того, чтобы разделять Южный Кавказ на сферы интересов. Однако в Грузии и Армении другое отношение. У Грузии фактически прекращены отношения с Россией. Армения, напротив, сильно зависит от России и осуществляет широкое военное сотрудничество. Мы считаем, что страны Южного Кавказа должны проводить независимую политику и иметь ровные, хорошие отношения должны иметь с Россией, США и ЕС.
Джейхун Кярамов (Баку):
Экономическая политика исходит из энергетического ресурса, которому Азербайджан обязан своим расположением. Но в последние 10-15 лет Баку также утвердил себя в важных аспектах поддержания региональной безопасности, особенно после 11 сентября, когда началась война против терроризма.
- Что значит Южный Кавказ для США, правильно ли относиться к нему как к второстепенному региону?
Пол Гобл (Вашингтон)
В последние два года в США проходит множество конференций, посвященных Южному Кавказу. Нет такого региона Евразии, который привал бы столько внимания. Тому есть много причин тому – и нефть, и географическое положение региона. Однако на самом деле, в регионе много вопросов, затрагивающих интересы Соединенные Штаты - это вопросы и Ирана, и Афганистана.
В США активно обсуждают, как избежать насильственных действий в Нагорном Карабахе. Причем есть ощущение, что на Южном Кавказе прогресс может быть достигнут скорее, чем других регионах Евразии. На Южном Кавказе есть возможность постепенного прогресса, который обещает стабильность.
- В Москве Южный Кавказ рассматривают как сферу своих жизненно важных интересов. Претензии Москвы на эксклюзивный статус отвергаются Соединенными Штатами и их европейскими союзниками по НАТО, однако Россия, в отличие от США, ЕС находится не за тысячу километров от Южного Кавказа и все, что происходит в регионе, напрямую затрагивает интересы безопасности России. Какой должна быть политика России на Южном Кавказе?
Сергей Михеев (Москва)
Я не готов отвечать за внешнюю политику Российской Федерации и, тем более, указывать какой она должны быть. Наверное, она какая есть, такая и должна быть. Но то, что Южный Кавказ для нас является важным регионом – совершенно очевидно. Собственно это наша южная граница. Стабильность или нестабильность на этой южной границе для нас гораздо важнее и чувствительнее, чем, скажем, для американцев, которые рассматривают исключительно регион с точки зрения удаленной компьютерной игры, где можно нажимать на разные клавиши и чтобы там ни произошло, американцем от этого ни холодно, ни жарко.
Для нас эта ситуация гораздо более жесткая. Мы понимаем, что чем менее стабилен Южный Кавказ, тем больше у нас проблем на Северном Кавказе, в зоне каспийского региона. Поэтому мы к этому вопросу относимся более внимательно. Любые вопросы нестабильности нас крайне заботят. Но, кстати, заботят нас и усилия американцев. Признавая их заинтересованность, к сожалению, нельзя констатировать, что часто там, где появляются американцы, появляется стабильность. Возможно, это связано с их пониманием прогресса. Они считают, что прогресс должен продвигаться, но по поводу того, как он должен продвигаться и вообще, что такое прогресс, у них очень специфическое мнение. Мы с ним не всегда согласны.
Я абсолютно уверен, что каспийский регион должен быть приоритетом, в первую очередь, «каспийской пятерки» (Азербайджан, Россия, Казахстан, Туркменистан и Иран). То, что происходит в акватории Каспийского моря – приоритет пяти столиц. Хотя совершенно очевидно, что любая из стран пятерки абсолютно свободна в выборе экономических партнеров. Однако, если мы говорим о проблемах безопасности и проблемах политического сотрудничества, то в первую очередь «каспийская пятерка» должна определять повестку дня в зоне Каспия. А так, можно только поздравить азербайджанских друзей с наступающим праздником, пожелать всего самого лучшего, развития в стране, процветания.
- Можно ли считать Южный Кавказ главной проблемой российско-американских отношений?
Пол Гобл (Вашингтон)
Отношения между США и Российской Федерацией включают целый ряд проблем, сводить их к одному вопросу неправильно. Думаю, лучше так сформулировать проблемы. Как великие державы Россия и США имеют интересы в целом ряде регионов. На Южном Кавказе эти интересы пересекаются, а потому требуют осторожной дипломатии и мышления. Создание «исключительно российской» или «исключительно американской» зон в регионе вызовет конфликты, которые могут перекинуться и на другие аспекты отношений. Американцы признают, что Россия имеет там интерес. Важно, чтобы Москва признавала, что у США тоже есть интересы в этом регионе, причем эти интересы шире энергетических, экономических. Мы празднуем годовщину независимости, забывая, что географию никто не изменял. Страны изменились, но расположение населения, ресурсов, морские границы так быстро не меняются. Поэтому есть определенные сложности.
Продолжение следует