Дискутируемая уже несколько лет идея создания позитивного имиджа России и ее регионов пока не воплотилась в реальные проекты. Возможно, этому мешает и тот бесспорный факт, что массовое сознание легче воспринимает негативные штампы. Например, Голландия у большинства населения Земли ассоциируется скорее с наркотиками, чем с Ван Гогом, а Россия – не столько с Достоевским, балетом и Эрмитажем, сколько с водкой, коррупцией, имперскими амбициями, авторитаризмом, агрессией… Что касается российских регионов, особенно республик Северного Кавказа, то ассоциации с ними возникают тоже далеко не самые позитивные, причем не только на Западе, но и в самой России. Региональные власти работают над улучшением имиджа, в частности, посредством привлечения обретших мировую известность чеченцев, осетин, ингушей, черкесов… Так, в этом смысле национальным героем Кабардино-Балкарии считается Михаил Шемякин, чьи картины выставляют в лучших музеях мира, а памятники украшают Петербург, Москву, Нью-Йорк, Венецию и Париж.
На малой родине Шемякина называют Кардановым. Сетевые СМИ давно растиражировали историю отца художника, усыновленного офицером Белой гвардии по фамилии Шемякин. Когда белогвардейский офицер погиб на фронтах Гражданской войны, Михаил Шемякин-старший оставил его фамилию, стал красноармейским сыном полка и в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени, но всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых. Как гласит Генеалогическая база знаний, Кардановы - представители древнего рода. Первые их следы в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному, да так и остались на служение. Клан Кардановых насчитывает около 65 тысяч человек. У них есть свой гимн, флаг и герб. Среди представителей этого рода называют изобретателя карданного вала Джероламо Кардано, модельера Пьера Кардена и многих других. Один из предков - полководец Кадан - внук Чингисхана от его сына Угэдэя.
На исторической родине обретший мировую известность художник Михаил Шемякин бывал не раз – приезжал сюда с выставками, привозил дочь знакомиться с родственниками, говорил, что его жена Сара, хоть и американка, носит на груди фамильный знак Кардановых. На встречах с родней он всегда старается быть в черкеске и папахе, в полном обмундировании. В Нальчике, встречая скульптора, ликуют – вешают на центральных улицах растяжки "Кабардино-Балкария приветствует своего сына Карданова-Шемякина", причем по-русски, по-балкарски и по-кабардински.
Шемякин всегда подчеркивает, что он - лицо кавказской национальности, как его троюродный брат Юрий Темирканов или Валерий Гергиев. «Наш род очень большой, по документам мой отец родился во Владикавказе, хотя во время революции все перепуталось. В школу он пошел в Нальчике и чаще упоминал Кабардино-Балкарию, аул Кизбурун-два, где снимался фильм «Друзья» Лео Арнштама и Виктора Эйсмонта, в котором играла моя мама – актриса Юлия Предтеченская. Ее партнером, кстати, был Борис Бабочкин, известный по роли Чапаева в одноименном фильме. Героиня картины – кабардинка, и маме пришлось выучить кабардинский язык, необычайно сложный, очень отличающийся от осетинского. Отец решил, что она в самом деле наша, – он влюбился, разыскал ее. Мама же сказала, что никакого отношения к Кавказу не имеет - она выросла в семье, где не очень дружелюбно относились к лицам кавказской национальности. Однако очень скоро уже сидела в седле – два года провела в дивизии отца, а потом была отправлена в Москву, где и появился на свет божий я», - рассказывал Шемякин в интервью «Собака.ру».
Сейчас художник живет в предместье Парижа, где собрал свои творения и исследовательские труды. Здесь находится его Институт философии и психологии творчества, библиотека, в которой собраны самые значительные книги о художниках со всего мира, здесь работают искусствоведы и студенты, помогающие Шемякину реализовать разные замыслы и идеи. Одна из них – продвижение северокавказских художников, в которых Шемякин усматривает генетическую способность видеть мир через форму, через глину, через камень.
Осенью позапрошлого года Шемякин поездил Северному Кавказу, встретился с президентами Северной Осетии (где также распространена его фамилия) и Кабардино-Балкарии. Тогда он рассказал, что во французском Лоше, в бывшем женском монастыре на территории замка Карла VII, собирается открыть выставочный центр европейского уровня для северокавказских художников. Там должна была располагаться и бы постоянная экспозиция Кабардино-Балкарии с предметами истории, быта, старинным оружием и фотографиями. На стенах замка Шемякин хотел разместить три бронзовых герба – российский, символ рода Кардановых и герб всех адыгов.
У него, безусловно, был и конъюнктурный интерес. Художник заметил, что на Западе внимательно относятся к проблемам кавказского региона: «Поначалу это было связано с конфликтами на Кавказе, в основном с Чечней, но постепенно интерес стал распространяться дальше — что же это за народ такой таинственный, бунтующий, воинственный? Что за история у этих народов, почему происходят столкновения с россиянами, какова история этих старинных войн».
Во Владикавказе Шемякин хотел открыть филиал основанного им Нью-Йоркского института философии и психологии творчества, чтобы там можно было заниматься лабораторно-исследовательской работой, организовывать мастер-классы для кавказских художников, популяризовать их творчество, проводить тематические выставки. В Нальчике же было запланировано строительство Центра изящных искусств Кабардино-Балкарии им. Михаила Шемякина-Карданова. Однако грянул финансовый кризис и планы рухнули. Тогда Шемякин, имеющий, как известно, непростой характер, с присущей творческим людям экспрессией заявил, что его подставили. «Недавно меня подставил президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Он предложил мне создать в Кабардино-Балкарии и во Франции центры искусств, обещав свою финансовую поддержку. Каноков побывал у меня, осмотрел помещение площадью 2 тысячи квадратных метров на территории замка Карла VII и согласился профинансировать его реставрацию… В Нальчике также должен был строиться Центр изящных искусств площадью до 8 тысяч квадратных метров. Все это было проанонсировано, попало в прессу и широко обсуждалось. И после этого Каноков с обещанной финансовой поддержкой просто исчез, ему невозможно дозвониться, и никаких денег, естественно, нет. Он поставил меня в такое положение, что я сам должен найти деньги и все отреставрировать, потому что если господину Канокову наплевать и на меня, и на свой народ, то мне не наплевать. Я к мнению других отношусь неравнодушно и болезненно, и не могу просто бросить то, что уже публично пообещал сделать», - цитирует Шемякина Snob.ru.
Позднее художник сетовал также, что ни от правительства, ни от кавказских президентов, ни от кавказских бизнесменов помощи в своих начинаниях не получал: «Среди кавказских людей есть и миллионеры и миллиардеры, но когда некоторые кавказские люди приобретают большие финансовые средства и возможность ими оперировать, они немножко теряют свои национальные черты». Все эти заявления можно было бы списать на досаду – «художника каждый может обидеть». Но идея-то у Шемякина и впрямь была государственной важности: «России еще много предстоит ломать голову над кавказским вопросом. Потому что, к сожалению, очень мало уделяется внимания кавказской молодежи. Она необычайно талантлива, миролюбива, имеет колоссальные традиции. Но традиции исчезают. Безработица… В Нальчике я видел — сколько молодежи ходит, которая просто ничем не занята. Эти молодые ребята полны энергии, но им некуда приложить свою силу, свои руки, не сегодня-завтра за какие-то копейки их могут купить те люди, которым выгодны национальные столкновения, которым выгодна война на Кавказе. А российское правительство, включая и многих президентов кавказских республик, мало уделяет внимания данному вопросу. Рано или поздно это принесет свои тяжелые и неприятные плоды и для Кавказа, и для России. Почему я и предлагаю свою помощь в создании художественных центров, в попытке представить интеллигенцию КБР в других странах мира, но откликов пока не нахожу».
Шемякин и Карданов
59410 просмотров