Странная наблюдается дихотомия. Когда западные политики говорят о России между собой или с некоторыми соседями России, речь идет чаще всего о том, как бы эту страну сделать послабее и победнее (отказаться от ее газа, поставить соседу какое-нибудь оружие против соответствующего российского и т.д.). Но стоит тем же политикам обратиться к российской аудитории, как вдруг выясняется, что они всю жизнь только и думали, как бы сделать Россию более сильной и процветающей. Правда, рецепт российской силы и процветания у всех западных политиков почему-то всегда один: надо снять нынешнее руководство страны и заменить на таких-то и таких-то персон. Сначала на Гайдара. Потом на Явлинского. Потом на Ходорковского. Теперь вот на Навального. В редких случаях, когда мы следуем указанному курсу лечения (помните, сменили рекомендованного Горбачева на еще более рекомендованного Ельцина), и сила, и процветание пациента вдруг резко идут на убыль.
Маккейн любит вас
Вот и бывший кандидат в президенты США, сенатор Джон Маккейн, чье запоздавшее послание в центральный орган ЦК КПСС газету «Правда» по причине смерти адресата залетело на патриотический портал pravda.ru, тоже, оказывается, «пророссийский». «Я говорю вам это, потому что я уважаю ваше достоинство и ваше право на самоопределение,- нахваливает Маккейн уже описанный выше рецепт по смене руководства. – Я считаю, что вы должны жить под диктовку вашей совести, а не вашего руководства… Я делаю это утверждение потому, что я верю: российский народ не меньше американцев наделен нашим Создателем неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью».
И как только он жил без нас все эти годы?! Нужно отметить, что аналогичные рецепты, хоть и в менее настойчивой форме, предлагаются и соседям России, причем некоторые уже рискнули здоровьем, соблазнившись обещанным бесплатным лечением. (А чтобы пациент не забрыкался на столе, западные СМИ ему внушают, что он лечит себя сам, причем какими-то шоковыми терапиями и цветными революциями – звучит и научно, и романтично.)
Удовлетворенные избиратели
Есть и те, кого рекламщики называют satisfied customers, – удовлетворенные испытанной методикой пользователи, рекомендующие всем подвергнуть себя аналогичной процедуре. Как раз сейчас в соседней Грузии проходит встреча двух таких satisfied customers. Встречаются «хромая утка», без пяти минут бывший президент Грузии Михаил Саакашвили с опять-таки бывшим украинским президентом Виктором Ющенко. Оба теперь уже бывших лидера вознеслись к вершинам власти благодаря «цветным революциям» и применили (не без помощи дюжих западных санитаров) ту самую шоковую терапию. Вышеописанная терапия почему-то никогда не затрагивает самую чувствительную точку государства, а именно его главу, так что Саакашвили спокойно показывал гостю «зону роста» на еще шокированном теле грузинской экономики – некий учебный центр виноделия, где член Парижского союза дегустаторов Жан-Мишель Мунье учит древнюю грузинскую нацию делать и пить вино.
Проблема в том, что еще чаще, чем учить, как что делать, западные преподаватели шоковых терапий учат, как что НЕ делать. Больше всего они рекомендуют НЕ давать денег бедным, а если уж давать, то обставить эту ужасную уступку таким количеством условий и унижений, чтобы бедные этих денег никогда больше не просили. Очень хорошо усвоил эту истину бывший министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. Недаром в одном из интервью он так откровенно называл бедных людей «совками» и тупицами, что даже радио «Свобода» засмущалось. Впрочем, Мерабишвили ждала судьба птички из «Кавказской пленницы» (на Западе ее называют еще судьбой ориентированного на карьеру реформатора): он очень скоро обжег себе крылья и сидит теперь в тюрьме. В той самой тюрьме, куда так любил отправлять «совков».
Выиграть выборы, не начиная выплат
Комиссар Евросоюза по расширению Штефан Фюле, посещавший в эти же дни Грузию, оказался перед сложной задачей: как объяснить поражение на выборах и вполне законную посадку тех самых грузинских граждан, которые все делали по западным рецептам? Вот уже почти год со времени поражения саакашвилиевского Единого национального движения (ЕНД) на парламентских выборах пресса и чиновники ЕС намекают на некую «злую волю» потеснивших ЕНД сторонников «Грузинской мечты», а также на интриги стоящей за ними (ну конечно же!) Москвы. Прямо по поэту Бродскому: «Все интриги, вероятно, да обжорство». А метод борьбы Штефаном Фюле предлагается все тот же, неизменный: еще «справедливее» выборы, еще больше дистанция от Москвы (а не то не видать Грузии чаемой еще и Украиной «ассоциации» с ЕС).
Получается опять дихотомия: выходит, что высшая доблесть, по Евросоюзу, состоит в том, чтобы выигрывать выборы, не давая при этом населению ни денег, ни работы. От денег – инфляция, от работы – безработица в ЕС. (Когда будет вожделенная ассоциация, встанет вопрос: зачем работать грузинским виноделам, когда есть уже французский дегустатор Мунье? Он за них все и вырастит, и выпьет.) Но вот беда: чтобы выигрывать выборы, нужно держать людей хоть в минимально сытом состоянии. Впрочем, высший пилотаж, по методике ЕС, – это убедить голодных безработных голосовать за прозападных оппозиционеров, которые, как правило, открыто декларируют нежелание делать социальные выплаты и подпитывать деньгами производство (делая его легкой добычей «честной конкуренции» с Западом). К таким оппозиционерам в России относится бывший министр финансов Алексей Кудрин, и вся комедия в том, что западные аналитики искренне верят в его электоральный потенциал. (В этом проявляется их вера в пиар-технологии: если телевидение и интернет даже Ксению Собчак могут превратить в интеллектуалку, то почему бы тому же телевидению не сделать Кудрина народным заступником?)
Гайдар лечит вас
Способность любимцев Запада с их «финансовой эффективностью» уходить от ответственности не только уголовной, но и от моральной (то есть от часто вполне заслуженного ими позора) просто уникальна. Вот перед нами дочка бывшего главного российского шокового терапевта, бывшая замгубернатора Кировской области Маша Гайдар – ныне советник заместителя мэра Москвы по социальным вопросам Леонида Печатникова. Западные издания уже давно описывают ее как одного из самых перспективных молодых российских политиков. И вот ей, никогда никого не лечившей, предлагают определить критерии эффективности поликлиник города Москвы. Критерии? Не вопрос. Маша предлагает наградить деньгами те поликлиники, которые поменьше будут гонять «неотложку» по вызовам жителей. А те, что будут ездить не на смерти, - наказать отсутствием дополнительного финансирования. Вот как она описывает это несколько месяцев назад в интервью «Известиях»: «Очень часто люди, у которых поднялось давление или температура, но которым не требуется экстренная помощь, звонят в «скорую». Поликлиника, снизившая число «непрофильных» вызовов «скорой» в своем районе, должна получать больше средств».
Видите, какая глубокая мысль: сэкономить бензин на скачках температуры у каких-то там «совков». Чтобы придумать такое, в самом деле не надо кончать первый мед. Правда, и результат получился соответствующий затраченному умственному усилию и стоящему за ним образованию. Вот цитата из вышедшего через несколько месяцев после интервью Гайдар номера «Независимой газеты»: «В конце августа в Москве разразился скандал. Врачам столичной «скорой помощи» вдруг запретили госпитализировать больных, которых еще недавно медики должны были доставлять в стационар. Это больные… с температурой выше 39 градусов при инфекционных заболеваниях, с флегмоной и абсцессом без локализации на лице и шее».
Путь к самоуважению
Чувствуете Машину руку? Вот он, современный политический профессионализм в его либерально-западном понимании: отдавать армию – бухгалтерам, медицину – финансистам, космос – журналистам. Главное, чтобы все они были «эффективными менеджерами». А потом подсчитывай сэкономленные прибыли. До ближайшей катастрофы с неминуемыми убытками.
А теперь скромная попытка объяснить, почему все западные «альтернативные кандидатуры» кончают так плохо. Вот в чем дело: оппозиция и России, и ее кавказским соседям нужна, но Запад в его нынешнем состоянии не в силах провести добросовестный «кастинг» оппозиционеров. Вместо того, чтобы прислушиваться к населению, он выхватывает кандидатов по привычным для него политкорректным критериям (женщина, в крайнем случае мужчина-феминист, лучше гей, еще лучше лесбиянка, западное образование, юрист, финансист, резко негативное отношение к «совку», необремененность советским гуманитарным образованием и т.д.). В итоге западные деньги и технологии только «мешают карты» в постсоветском политическом пасьянсе, не давая выбиться наверх тем кандидатам, которые знают реальные проблемы людей и способны предложить реальные пути их решения.
Похоже, пусть к самоуважению нам предстоит долгий. Хотя научиться отличать Ксению Собчак от интеллектуалки, Машу Гайдар от врача, Вано Мерабишвили от честного полицейского нам пора бы научиться. А то одна заучит, вторая залечит, а третий просто убьет.