Вестник Кавказа

Саудовская Аравия уступает Ирану

Al Monitor

Саудовская Аравия уступает своему конкуренту Ирану, теряя влияние по всему региону Плодородного Полумесяца (территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании). 

В 1980-х Саудовская Аравия и Ирак были близкими партнерами, сдерживавшими революционную волну со стороны Ирана. Король Саудовской Аравии Фахд предоставил Саддаму Хусейну десятки миллиардов долларов во время ирано-иракской войны; без финансовой помощи Саудовской Аравии Ирак бы пал. Фахд также призывал другие страны Персидского залива помогать Саддаму и продвигал его кандидатуру для сотрудничества в Вашингтоне. В 2003 году король Абдалла понимал, что американское решение отстранить от власти Саддама при отсутствии другого суннитского лидера, который мог бы стать его преемником, было опасным. Саудовцы были уверены, что Иран заполнит образовавшийся вакуум. Эр-Рияд был особенно обеспокоен ролью Ахмада Чалаби, которую он играл  в планировании устройства послевоенного Ирака в администрации президента Джорджа Буша. Саудовцы считали Чалаби иранским агентом.

Эр-Рияд очень неохотно сотрудничал с шиитскими правительствами, которые были у власти после вторжения. В течение многих лет Саудовская Аравия не открывала посольство и не назначала посла в стране. В прошлом месяце саудовцы отозвали своего посла из Багдада после сообщений о планирующемся покушении. Замена ему еще не найдена, и вполне вероятно, что пост так и останется вакантным.

Саудовцы поддерживают войну против ИГИЛ в Ираке и Сирии, но они опасаются, что поражение группировки будет следующим этапом дальнейшего шиитского и иранского господства в иракской политике. Эр-Рияд не доверяет иракским политикам, которые обещают не поднимать "сектантские вопросы".

Хотя сегодня Саудовская Аравия стала врагом президента Сирии Башара Асада, королевство было близким союзником его отца.

Хафез аль-Асад

В 1990 году Дамаск послал войска на защиту королевства от Саддама,  вместе государствам удалось прекратить ливанскую гражданскую войну за счет генерала Мишеля Ауна. В 2000 году посол Саудовской Аравии в Вашингтоне, принц Бандар, помог Асаду консолидировать власть после смерти отца. Саудовская поддержка убедила генералов алавитов, что Асад будет сильным правителем.

Убийство Рафика Харири ознаменовало конец поддержки Асада Саудовской Аравией. Когда в 2011 году началась революция в Сирии, саудовцы быстро встали на строну суннитских сил. Доставка помощи Эр-Рияда не была тщательно спланирована и многое попало в руки джихадистов.

Вмешательство сил Ирана, Хезболлы и России в гражданскую войну сорвало планы Саудовской Аравии убрать Асада. Сегодня он укрпился во власти. Сирия в большей степени зависит от Ирана и Хезболлы, чем когда-либо прежде.

Еще один удар пришелся на королевство со стороны Ливана. Президент Ливана Мишель Наим Аун, ранее ненавидимый Асадами, теперь стал их союзником. Аун является одним из лидеров Хезбаллы, и его избрание после двух лет политического тупика показывает, какое направление выбрал Ливан. Сааду Харири в качестве премьер-министра будет нелегко сформировать правительство из-за оппозиции со стороны Хезбаллы.

Хезболла стала основным источником трудностей для Эр-Рияда. Ее успех в Сирии и Ливане был достигнут за счет саудовских интересов. Еще одна проблема для королевства - помощь, которую Хезболла предоставляет хуситам в Йемене.

Снижение влияния Саудовской стало результатом многих факторов, большинство из которых находится вне контроля Эр-Рияда. Демография работает против саудовцев в Ираке и Ливане. Суннитские меньшинства проигрывают в демографической борьбе с шиитами. В обоих государствах суннитские политические силы сильно разобщены.

Авантюра Буша в Ираке по-прежнему негативно сказывается на американских и саудовских жизненно важных национальных интересах. Саудовцы также очень критически настроены по отношению к президенту США Бараку Обаме, которые позволил Хосни Мубараку потерять власть в Египте и отменил санкции против Ирана.

Саудовцам также не хватает средств и инструментов для того, чтобы развивать государственный аппарат так, как это в течение десятилетий делает Иран. У Саудовской Аравии нет эквивалента Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который может консультировать и предоставлять советников таким группам, как Хезболла и хуситы. У королевства нет генерала Касема Сулеймани, главы «Эль-Кудс» в составе КСИР с многолетним опытом проведения тайных операций. У Саудовской Аравии хорошие разведывательные службы, но они не были закалены в боях, как КСИР.

Эр-Рияд традиционно опирается на финансовую поддержку в становлении государственного аппарата. Но эта задача стала сложнее с падением цен на нефть. Королевство отменило многомиллиардный проект предоставления военной помощи Ливану, чтобы сэкономить деньги. Соперничество обходится в целое состояние как для Эр-Рияда, так и для Тегерана, и ему нет конца.

Иран не станет гегемоном в регионе. Он сталкивается с множеством врагов и препятствий. Иракские, сирийские и ливанские шииты не хотят видеть Иран в качестве своего сюзерена. Но Иран становится самым влиятельным игроком в регионе Плодородного полумесяца за счет Саудовской Аравии.

22240 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября