Азербайджан придерживается многовекторной политики, стремясь сохранить дружественные отношения со всеми странами. Эксперты признают, что Азербайджан ведет независимую политику, исходя из интересов своего народа, а его руководство не поддается влиянию более крупных игроков и не прерывает отношений с дружественными государствами по просьбе извне. Так, в самое сложное время, когда были введены санкции против России, Баку и политически, и экономически поддержал Москву, не повернулся спиной к соседу, как это сделали в то время многие. Правильность этой позиции в Баку осознали также после визита в Москву госсекретаря США Джона Керри и его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Начало восстановления отношений между двумя ведущими странами было позитивно воспринято в Баку, где считают нормализацию взаимодействия между Москвой и Вашингтоном необходимой для восстановления и сохранения мира во всем мире.
Между тем на днях азербайджанская общественность была взбудоражена растиражированной рядом СМИ новостью о намерении США ввести санкции против азербайджанского правительства в связи с предполагаемыми нарушениями в области прав человека. В законопроекте предполагается введение ограничений на посещение США представителями высшего ранга руководства Азербайджана (senior leadership of the government), их ближайшими родственниками, а также представителями органов юстиции и безопасности, замешанных в коррупции, нарушениях прав человека, фальсификации выборов и иных видах деятельности, подрывающих демократические институты страны. Помимо этого, запрет на въезд может коснуться и бизнес-элиты, чья деятельность тесно связана с правительством и влияет на функционирование демократии в Азербайджане. Исключение составляют лишь представители правительства Азербайджана, въезжающие на территорию США для переговоров по нагорно-карабахскому конфликту. Кроме того, предполагается блокирование всего имущества и финансовой деятельности в США указанных представителей азербайджанского государства, а также сворачивание финансово-экономического сотрудничества по всем проектам с правительством Азербайджана, за исключением сельскохозяйственной, медицинской и гуманитарной сфер.
Спикер азербайджанского МИДа Хикмет Гаджиев назвал законопроект "неприемлемым" для Азербайджана, отметив, что его возможное принятие может серьезно подорвать отношения между двумя странами. Тем временем в азербайджанском экспертном сообществе бурно обсуждают, что же стало причиной появления законопроекта. Фигурируют две основные версии: геополитика либо же деятельность армянских лоббистов. Говоря о геополитическом контексте это законодательной инициативы, следует подчеркнуть нежелание Баку сворачивать партнерские отношения с Москвой даже на пике противоречий Запада и Россией, отметить роль азербайджанской сельхозпродукции в российской политике импортозамещения, продолжение наращивания торгово-экономического партнерства между двумя странами, сотрудничество на международных площадках, в частности, ПАСЕ и ОБСЕ. Между тем, мировые центры силы все чаще пытаются склонить Азербайджан, традиционно ведущий многовекторную политику, к резкому изменению своего внешнеполитического выбора. Так, сейчас перед страной "ребром" поставлен вопрос о ее участии в формирующейся по инициативе Саудовской Аравии "Исламской коалиции" против террора. Между тем, состав участников "Исламской коалиции" не предполагает участия в ней Ирана и, соответственно, опосредованно действующей с ним в единой связке России.
Что же касается армянского лобби, то оно далеко не всесильно. Все попытки добиться от президента США произнесения заветного слова "геноцид" в символическом для армян 2015 году (в этом году отмечалось 100-летие событий в Османской Империи) так и не увенчались успехом. В целом, наличие лоббистов в США не всегда является гарантом достижения желаемого результата, особенно, когда речь идет об американских национальных интересах. Тут достаточно вспомнить активное противодействие израильским лобби в США снятию санкций против Ирана.
На наш взгляд, судить о реальных причинах внесения подобного билля в Конгресс США еще рано. Необходимо понимать, что на данный момент речь идет лишь о внесенной законодательной инициативе со стороны конгрессмена Кристофера Смита. Тот факт, что Смит является председателем в Хельсинской комиссии, возможно и придает ему определенный дополнительный вес, но вовсе не гарантирует прохождения его законопроектом всех дальнейших процедур. В частности, законодательная инициатива будет передана на рассмотрение в профильный комитет Палаты. В ходе слушаний и прений в профильном комитете билль будет доработан и изменен. Более того, по итогам слушаний он может быть вообще отложен, окончательно отклонен либо же вынесен на голосование Палаты. Если билль будет одобрен в трех чтениях в Палате, то далее он направляется в Сенат, где должен будет пройти аналогичные этапы. То есть, законопроект может быть видоизменен еще и в Сенате. Окончательные версии билля, принятые в Палате и Сенате, должны быть идентичными. Лишь после этого окончательная версия законопроекта отправляется на подпись президенту США, который, в свою очередь, может наложить на него вето.
Спикер азербайджанского парламента Октай Асадов считает принятие подобного законопроекта маловероятным. Более того, в последнее время в Азербайджане наметилась тенденция смягчения приговоров осужденным лицам, за освобождение которых ратуют на Западе. Так, активистам гражданского общества Арифу и Лейле Юнусовым тюремное заключение было заменено на домашний арест. Этот шаг был положительно оценен Евросоюзом, а также самими США. На таком фоне законодательная инициатива конгрессмена Смита едва ли способствует продолжению наметившейся "оттепели" в Азербайджане, а, наоборот, может лишь ожесточить позицию Баку в правозащитном диалоге. Нельзя исключать, что именно этого эффекта и добиваются лица, вдохновившие Смита на внесение законодательной инициативы в Конгресс.
"Демократическое развитие ни в одной из стран не является прямолинейным процессом, который можно форсировать при помощи санкций", - считает берлинский политолог Хайко Лангнер. Эксперт напомнил, что к концу существования Советского Союза Азербайджан оказался в состоянии войны с Арменией, до сих пор держащей часть части страны под оккупацией. По мнению Лангнера, это не могло пройти без внутриполитических последствий и социальных проблем. "Несмотря на это страна сделала за это время важные шаги на пути к демократии, хотя в определенных сферах, бесспорно, нужны улучшения. Развитие демократии – это всегда задача общества самой страны". При этом политолог выразил мнение, что критичный внешнеполитический диалог по правам человека может быть весьма полезным, однако, лишь в том случае, если в нем не будут применяться двойные стандарты. "Санкции же являются, напротив, неверным путем, поскольку они относятся к логике наказания. Однако досрочное освобождение из тюрьмы известной пары Лейлы и Арифа Юнусовых из гуманитарных соображений было состоялось без всяких санкций и является важным позитивным сигналом", - подчеркнул Лангнер.
Немецкий эксперт обратил внимание на то, что возможное введение США санкций против Азербайджана может свести посредническую роль американцев в нагорно-карабахском конфликте на нет. "Политикой санкций США полностью дисквалифицируют себя в качестве нейтрального посредника. Мировая держава, из собственных интересов вводящая санкции против одной из сторон конфликта, не может ожидать от нее доверительного к себе отношения", - подчеркнул Лангнер, добавив, что в таких условиях США лучше будет самоустраниться в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ: "Ключ к решению карабахского конфликта и без того находится в Москве, а решения конфликта не наступит, до тех пор, пока даже сопредседатели Минской группы не пришли между собой к общему знаменателю".