Основные мировые игроки активизировались в Персидском заливе на фоне усиления напряженности в регионе в течение последних нескольких недель. Основным направлением деятельности было создание совместных военно-морских сил США и европейских государств для обеспечения безопасности судоходных и торговых маршрутов через Ормузский пролив, в частности, предотвращения любых действий Ирана по вмешательству в военно-морской трафик.
Как отмечает американское издание LobeLog в материале Could Russia Get Its Persian Gulf Port? Россия также активизировала свою деятельность в регионе, выдвинув на дипломатическом уровне несколько предложений относительно возможных механизмов коллективной безопасности в Персидском заливе с участием всех государств региона и под наблюдением пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. Москва предложила идею создания механизма безопасности в регионе наподобие Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Кроме того, некоторые видят Россию в качестве посредника между Ираном и арабскими странами Персидского залива. Арабские новостные сайты недавно высказали мнение, что Владимир Путин будет идеальным посредником между Ираном и его арабскими соседями, включая Саудовскую Аравию, поскольку у него хорошие отношения со всеми задействованными странами.
Деятельность России в Персидском заливе не ограничивается дипломатией и внесением разумных предложений по коллективной безопасности. Параллельно с дипломатией Москва предприняла конкретные меры, чтобы участвовать в делах Персидского залива и обеспечить себе место и роль в будущих решениях, касающихся региональной безопасности, вместе с США и ЕС. В этом контексте Иран стал ключевым направлением российской стратегии в Персидском заливе. Иран поддерживает хорошие отношения с Москвой. В сирийской войне Тегеран продемонстрировал свою полезность для Москвы, поддержав Башара Асада, и, по крайней мере, однажды разрешив российским самолетам совершать операции в Сирии со своей авиабазы.
После недавнего визита в Москву командующего военно-морским флотом ИРИ Хоссейна Ханзади в иранской прессе появились сообщения о том, что Тегеран и Москва подписали секретное военное соглашение, детали которого пока неизвестны. Было соглашение или нет, но конкретный результат в ходе поездки Ханзади в Москву достигнут: Иран и Россия проведут совместные военные учения в Персидском заливе к концу текущего года.
По данным Oil Price, Иран согласился предоставить России права на использование портов Бендер-Бушер и Чехбехар, где Москва сможет разместить современное вооружение. В других источниках утверждается, что Россия хочет создать базу для подводных лодок в иранском Чехбехаре. Однако конституция Ирана запрещает подобные действия, а Тегеран гордится своей независимостью от всех великих держав, поэтому вышеизложенная информация может быть подвергнута сомнению.
Тем не менее Иран страдает под тяжелым бременем санкций, введенных США, и боится возможного военного нападения со стороны Вашингтона. Поэтому страна может отказаться от излишней щепетильности в отношении своей независимости и использовать более сильное российское присутствие в качестве сдерживающего фактора против США. Иран был очевидцем того, как ввод российских военных в Сирию в значительной степени сдержал США от полномасштабной военной операции против Башара Асада. Ситуация в Персидском заливе совершенно иная, и маловероятно, что Москва захочет прийти на защиту Тегерана в случае конфронтации с Вашингтоном. Тем не менее более заметное присутствие российского военно-морского флота в регионе может несколько изменить американские расчеты о потенциальных рисках войны с Ираном.
Независимо от того, удастся ли России выполнить свое давнее стремление получить доступ к портам Персидского залива, очевидно, что чрезмерно враждебная политика США в отношении Ирана открыла возможности для усиления влияния Москвы в Тегеране, а также укрепления своего присутствия в регионе Персидского залива. У Вашингтона нет реальной связи с Тегераном, а Москва неуклонно развивает отношения со странами Персидского залива и другими арабскими государствами в течение нескольких последних лет. Однако смягчение политики США в отношении Ирана, возврат к ядерному соглашению 2015 года, ослабление санкций, а также поощрение арабо-иранского примирения в Персидском заливе значительно снизят напряженность. Проводя такую политику, США смогут сохранить за собой привилегию единственного арбитра в делах Персидского залива.