Вестник Кавказа

Президент Туркменистана доволен итогами года, народ - нет

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Президент Туркменистана доволен итогами года, народ - нет
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов досрочно подвел итоги развития страны за 2018 год и остался доволен. По его словам, несмотря на сложное положение в мировой экономике, Туркменистану удалось сохранить высокие темпы роста - ВВП к концу года он составит 6,2%. Глава государства сообщил, что в ближайшее время будет принята новая программа экономического развития до 2025 года, которая станет базой для отраслевых реформ. Населению же минувший год запомнится отменой социальных льгот, сокращением государственных дотаций и субсидий, рабочих мест, падением уровня доходов и продовольственным кризисом.

Туркменистану, несмотря на сложное положение в мировой экономике, а также недостатки в работе отдельных отраслей, удалось сохранить высокие темпы роста национальной экономики. Об этом на расширенном заседании правительства по итогам 11 месяцев года заявил Бердымухамедов. "По прогнозам, рост ВВП на конец года составит 6,2%. Увеличились объемы производства продукции практически по всем отраслям народного хозяйства. В соответствии с принятыми программами возросла доля частного сектора экономики, которая на сегодняшний день составляет 65%", – цитирует президента государственное информационное агентство. Поступление средств в государственный бюджет обеспечено в рамках намеченных заданий. "В установленном порядке выплачиваются заработная плата, пенсии и государственные пособия. Сданы в эксплуатацию многочисленные объекты производственного и социально-бытового назначения. На 2019 год принят взвешенный государственный бюджет, а средства в Стабилизационном фонде имеются в достаточном объеме", - заверил Бердымухамедов.

Туркменский лидер заявил о необходимости ускорить приватизацию государственных предприятий. Для этого, по его словам, необходимо создание фондового рынка и обеспечение конкурентных торгов, на которых будут продаваться акции предприятий. Впрочем, приватизация в Туркменистане была объявлена еще в 2016 году, но за это время было приватизировано только государственное объединение "Туркменковер" и система потребительских союзов. Как правило, на приватизацию выставляются предприятия-банкроты, что приводит к сокращению рабочих мест и росту безработицы в стране. По мнению экспертов, Бердымухамедов за счет сокращения бюджетных расходов решает проблему нехватки денег в государственной казне. Однако в туркменских реалиях вряд ли стоит рассчитывать на успешную приватизацию. "У президента сейчас обозначилась позиция – все инвестиции пропускать через Союз предпринимателей и промышленников (СППТ), а для иностранных инвесторов не допускается никакой самостоятельности и самодеятельности. То есть, приходите со своими деньгами и технологиями, но в партнеры необходимо брать кого-то из членов СППТ, при доминирующей роли последнего. А это тупик. Защита инвестиций работать не будет, приоритет у местного партнера будет всегда и везде", – сказал "Вестнику Кавказа" туркменский эксперт на условиях анонимности.

Несмотря на то, что заседание правительства было посвящено итогам экономического развития Туркменистана, слово "кризис" ни разу не прозвучало. На днях Бердымухамедов провел видеоселекторное совещание, в ходе которого потребовал от министра торговли и внешнеэкономических связей Амандурды Ишанова сокращать импорт и наполнить рынки страны разнообразной продукцией отечественного производства по доступным ценам. Причина в том, что скрыть продовольственный кризис уже не возможно. Несмотря на закрытость страны, в интернете "гуляют" видео и фотоматериалы на которых засняты многокилометровые очереди за продуктами. Люди выстаивают по несколько часов, иногда с детьми, чтобы купить недорогой хлеб, муку, крупы. Продажа в один руки ограничена. Причем покупатели жалуются на плохое качество хлеба и муки. Впрочем, все эти товары продаются на рынках или в крупных торговых центрах по коммерческим ценам, но купить их могут позволить себе далеко не все. Работы нет, а значит, и денег нет. Национальная валюта, а вместе с ней и зарплата, обесценились. На черном рынке за один доллар просят 18-20 манатов при официальном курсе 3,5 маната за один доллар.

Несмотря на то, что президент сообщает о достижениях и накоплениях в Стабилизационном фонде, с внешними долгами расплачиваться не спешит. Только турецким компаниям Ашхабад задолжал 5–6 млрд долларов. Не получила своих денег и Белоруссия за строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината в Туркменистане. На днях президент Александр Лукашенко стучал кулаком по столу: "Мне докладывают, что до сих пор не получены деньги за строительство Гарлыкского горно-обогатительного комбината. Я жду решения этого вопроса". Он потребовал подключить к решению вопроса правительство. По некоторым оценкам долг Туркменистана составляет около 43 млн долларов.

Источник "Вестника Кавказа" в Ашхабаде отметил, что реальный кризис существует, и связан он сразу с несколькими факторами. Первый и самый главный – системная проблема с дефицитом квалифицированных кадров. Они подбираются не по квалификации, а по лояльности президенту и родственному признаку. Второй фактор – волюнтаризм президента и его низкая квалификация как руководителя. Отсюда культ личности и нетерпимость к иному мнению. Как результат – целый ряд фатальных, неверных решений, приведших к обрушению экономики. Третий фактор – падение цен на углеводороды и снова – целый ряд неудачных внешнеполитических решений, продиктованных некомпетентностью руководства МИДа, крайне персонифицированной мотивацией внешней политики. Это привело к конфликтам с Ираном, Россией и Китаем. Что, в свою очередь, отразилось на экономических связях с этими странами, а они были единственными покупателями туркменского газа. Плюс никому не нужные и высокозатратные мероприятия – Азиатские игры, строительство инфраструктуры и необходимость тратить огромные средства на ее обслуживание.

"Всю полноту этих трат сейчас перенесли на население, которое привыкло к дотациям на товары первой необходимости и услуги, сейчас все это почти ликвидировано. Но ропот населения связан именно с утратой доступа к товарам по низкой цене, учитывая, что зарплаты упали, а товары остаются только по реальным, рыночным, коммерческим ценам. Мелкооптовая торговля пока не успевает развернуться и заполнить эти ниши", – посетовал эксперт. По его словам, самые большие проблемы не столько с продуктами, сколько с лекарствами. Отсутствуют целые категории лекарств – сердечные, для женского здоровья, препараты для диагностики. Власти стараются заменить что-то местными суррогатами, препаратами неизвестного происхождения, но это вызывает другую череду проблем. Плюс максимально коррумпированная система получения лицензий. Главный вопрос на таможне при прохождении контроля: "Везете ли вы лекарства и сигареты?"

Руководитель отдела экономики Института СНГ, доктор экономических наук Аза Мигранян сказала "Вестнику Кавказа", что оценку в условиях туркменской закрытости давать сложно. Согласно официальной статистике, в стране зафиксировано серьезное снижение темпов роста экономики и сокращение валютной выручки. Весь продаваемый газ идет на погашение кредита Китаю. До бюджета если что и доходит, то мизерная доля. "При таком уровне поступления денежных средств складывается не просто отрицательное сальдо платежного баланса, а угрожающе отрицательное", – сказала Мигранян. По ее мнению, есть два варианта выхода из кризиса. Это снижение импорта и доведение его до уровня экспортной выручки. Таким образом, произойдет балансирование платежных ресурсов. Либо можно перейти на параллельный выпуск собственной продукции. "И первый, и второй вариант крайне затруднительны. Поскольку качество производимой продукции низкое, ее ассортимент достаточно узок, и полностью перекрыть спрос по всем видам товаров вряд ли удастся", – отметила экономист. Она считает задачу снижения импорта трудно выполнимой. "Туркменистану вряд ли удастся полностью реализовать политику импортозамещения. По крайней мере, с тем уровнем инвестиций, технологий и потенциальных предпринимательских возможностей, которые сегодня есть у страны", – подчеркнула Аза Мигранян.

По ее мнению, более реализуемым представляется решение вопроса собственного производства. Но при условии, если Туркменистан будет открываться, пускать к себе на равных условиях инвесторов, вводить элементы рынка. Властям нужно провести серьезные реформы. В ряде отраслей, например, в производстве продукции в топливно-энергетической сфере возможна узкая кооперация как со странами СНГ, так и с Ираном, странами Тихоокеанского, Азиатского региона. Это потребует долгосрочной программы, понятного инвесторам плана, чтобы они представляли, что их ожидает, знали, какова будет окупаемость возвратных денег. В этом случае, по словам Мигранян, ресурсный потенциал, географические, климатические условия могут позволить осуществить план импортозамещения.

"Самый быстрый способ выравнивания ситуации в Туркменистане –возврат к схеме сотрудничества с "Газпромом" при уровне цен, устраивающем российскую компанию. Тогда можно будет надеяться на увеличение притока денег в туркменский бюджет – из всех покупателей туркменского газа российский "Газпром" был единственным, кто платил живые деньги за поставляемый газ", – сказала Мигранян.

21740 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября