После того, как президент США Дональд Трамп подписал на прошлой неделе распоряжение о выходе из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), многие аналитики пришли к выводу, что Китай займет доминирующую позицию в Азии, и, возможно, в мире. Это объясняется тем, что ТТП рассматривалось многими как стратегия США по сдерживанию китайской «торговой силы», так как в пакт были включены многие страны вдоль побережья Тихого океана, за исключением Китая. Теперь, когда США отказались от своей роли в формировании ТТП, и было заявлено, что протекционистские стратегии будут реализованы, все заговорили о роли Китая в качестве доминирующей торговой державы. В отличие от США, Китай не уклоняется от глобализации и взаимодействия с остальным миром.
Китай участвует в процессе глобализации не только посредством предлагаемых им самим торговых сделок, как, например, Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), но и посредством инициативы ”Один пояс и один путь”, целью которой заявлено создание инфраструктуры в Азии и в других регионах. Подобная политика содействует расцвету торговли и экономики Китая, а также становится средством распространения китайской «мягкой силы». Китай также основал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд ”Шелковый путь” для финансирования своей повышенной роли на мировой экономической арене, что еще раз подчеркивает значительные ресурсы нации.
Означает ли все это, что Китай движется к статусу сверхдержавы? Нет. Чтобы установить глобальную гегемонию, заполнения вакуума власти и повышения экономического статуса недостаточно.
Китай был в центре внимания в течение многих лет сначала в качестве "фабрики мира", затем "строителя мостов для мира", но его способность проводить экономические реформы остается под вопросом. Китайский финансовый гораздо менее развит, чем на Западе. Рост замедляется, налицо экономическая неэффективность, так как реформа сектора услуг проводится крайне медленно.
Финансовый сектор Китая не может гарантировать инвесторам стабильную прибыль и реальную доходность. Серьезные ограничения, связанные со значительной долей участия государства в экономике, ставят под угрозу будущее страны.
Распространение «мягкой силы» тоже не гарантирует получения статуса сверхдержавы. С одной стороны, мы наблюдаем долгосрочную жизнеспособность последних экономических партнерств Китая. С другой стороны, наличие «мягкой силы» за рубежом без сильных внутренних институтов грозит подорвать глобальную роль Китая. Например, отсутствие у Китая собственного правового обеспечения может плохо отразиться на инициативе ”Один пояс и один путь”, привести к коррупции или к нежизнеспособности проекта, так как во многих странах, в которые Китай намерен инвестировать, также плохие правовые рамки. Кроме того, контроль за движением капитала в Китае и отсутствие финансовой либерализации препятствуют интернационализации юаня, что делает финансирование глобальных проектов в юанях менее привлекательным.
Пример США
Во-первых, следует отметить, что статус гегемона не предоставляется автоматически странам, у которых самый большой товарооборот и быстрый рост. Если бы это было так, то Япония получила бы статус мировой супердержавы к 1970 году, а Тайвань - к 1980 году.
Во-вторых, в какой-то степени США получили шанс стать мировой державой после Второй мировой войны. В остальных развитых странах мира, в том числе в Европе и Японии, был беспорядок. На Бреттон-Вудской конференции в 1944 году мировые лидеры согласились привязать обменные курсы своих стран к золоту, которое затем было привязано к доллару США. В результате, доллар США стал самой важной валютой в мире, и США приобрели статус сверхдержавы.
Конечно, США были на одном уровне или выше Европы с точки зрения уровня жизни и уровня индустриализации до Второй мировой войны, и поэтому рассматривались как экономически равные. Именно перестройка курса мировых валют в Бреттон-Вудсе повысила США до статуса центральной державы.
Что это значит для Китая
Китай испытывает недостаток в глобальной поддержке, которую США получили после Второй мировой войны, став стали якорем экономической стабильности в мире. Пекин получает поддержку в Азии, что позволяет ему выступать в качестве центральной страны в пределах континента, но западные государства опасаются Китая, о чем свидетельствует создание ТТП. Кроме того, уровень жизни населения Китая отличается от уровня жизни на Западе, а валюта страны не имеет статуса международной.
Словом, в краткосрочной перспективе мы Китай в статусе Соединенных Штатов. Но глобальный вакуум власти действительно может возникнуть, если политико-экономический образ мышления западных стран будет фокусироваться на внутренних проблемах, а незападные страны будут оставаться слабыми.