Вопрос о том, где находится восточная граница Европы, беспокоил государственных деятелей на протяжении веков. Этот вопрос пока не снят и для Европейского союза, пытающегося понять, как сотрудничать со странами, находящимися на востоке и желающими присоединиться к в ЕС. Как отмечает британское издание The Economist в статье The EU’s Eastern Partnership, в 2009 году ЕС запустил проект ″Восточное партнерство″ для решения вопроса европейских устремлений Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджана. Идея заключалась в том, чтобы способствовать продвижению экономической интеграции и европейских ценностей, а также снизить влияние России, но без каких-либо обещаний, что эти страны когда-либо смогут присоединиться к ЕС. Однако теперь, накануне саммита ″Восточного партнерства″ в ноябре, эти государства недовольны достигнутыми договоренностями.
”Без света в конце туннеля завершить процесс будет очень тяжело”, - сказала на прошлой неделе в Риге Тамара Хулордава, председатель комитета парламента Грузии по вопросам европейской интеграции. Речь шла о том, что шесть стран ″Восточного партнерства″ должны до 2020 года предпринять 20 шагов, в том числе непопулярных, например, поощрение сексуального равенства и принуждение фермеров соблюдать стандарты безопасности ЕС. Но Грузия, Украина и Молдавия уже заключили торговые соглашения и сделки о безвизовом режиме с ЕС и не хотят проводить сложные реформы, которые не обязательно приблизят их к членству.
Между тем, оппозиционные группы утверждают, что еврофилия их правительств частично является прикрытием для коррупции и репрессий. Демократическая партия Молдавии, поддерживаемая олигархом Владимиром Плахотнюком, громко провозглашает проевропейскую ориентацию страны. Но единственное, к чему она привела, это к торможению прогресса в расследовании использования молдавских банков в многомиллионных схемах отмывания денег.
Замедлился реформистский импульс и в Грузии. На правящую партию ”Грузинская мечта” влияет ее основатель, миллиардер Бидзина Иванишвили. По словам Георгия Канделаки, правительство потворствует популизму, запрещает иностранную собственность на землю и собирается вписать запрет на однополые браки в конституцию.
На Украине, которая сделала свой европейский выбор в 2014 году, незначительный прогресс был достигнут в преодолении политической олигархической системы. Недавно правительство оказало давление на антикоррупционные организации и не смогло провести реформу судебной системы. Что касается Армении, Азербайджана и Белоруссии, то они тесно связаны с инфраструктурой безопасности России. Это отличает их от желающих получить гарантии безопасности от ЕС Грузии, Молдавии и Украины.
Все это усиливает сомнения ЕС о том, как далеко должно продвинуться ″Восточное партнерство″. 16 сентября Грузия, Молдавия и Украина выступили с совместным призывом к ноябрьскому саммиту с целью создания дорожной карты для их членства в блоке. Однако нынешний саммит едва ли повторит успех предыдущего в 2015 году, когда были признаны ”европейские устремления” стран-партнеров. Нидерланды и Германия, чьи избиратели не поддерживают идею дальнейшего расширения ЕС, вряд ли захотят повторить данное обещание. Наверное, большее, на что страны-партнеры могут рассчитывать, это то, что восточная граница Европы остается достаточно нечеткой для того, чтобы однажды включить их в блок.