В военной сфере Пакистан и Россия – тогда СССР – столкнулись в Афганистане и теперь в военной же области провозглашают новую эпоху дружбы, пишет пакистанская газета Daily Times. Впервые две страны проводят совместные военные учения – они начались 24 сентября и продлятся две недели. 3 октября военнослужащие вооруженных сил России и Пакистана на базе центра подготовки подразделений специальных операций в пакистанском Черате провели совместные разведывательно-диверсионные действия в тылу условного противника. Легенда учений отражает реалии региона - речь идет об усиливающейся в соседнем Афганистане ДАИШ, создающей угрозу, как Пакистану, так и союзным России государствам Центральной Азии.
"Вестник Кавказа" предлагает читателям ознакомиться с материалом Washington Times
Впервые за последние десятилетия из-за обеспокоенности укреплением военного сотрудничества США и Индии Пакистан намерен начать покупать у Москвы оружие.
Пакистанский сенатор Сайед Мушахид Хуссейн объяснил сближение с Москвой тем, что Индия и Пакистан продолжают обстреливать спорную провинцию Кашмир, которая была причиной трех предыдущих войн между двумя соперничающими державами, обладающими ядерным оружием. Индия восприняла действия Пакистана как очередное усилие по эскалации напряженности в регионе.
Г-н Хуссейн, который ездил в Вашингтон во вторник в качестве специального посланника премьер-министра, отказался говорить, какие конкретно виды оружия Исламабад будет покупать у российских производителей.
Шаги по установлению военного сотрудничества с Россией, которая была основным поставщиком военной техники в Индию во время холодной войны, являются частью стратегии "нового регионализма", проводимой Исламабадом.
Пакистан также предлагает Китаю инфраструктурные проекты для того, чтобы открыть новые торговые пути с соседями из Южной и Центральной Азии. Но альянс Индии и Вашингтона в противовес Пакистану стал движущим фактором в решении Исламабада наладить более тесные связи с Россией.
"Индия имеет право наложить вето на решение Вашингтона оказывать военную помощь Пакистану", - Хуссейн, имея в виду расторжение многомиллионной сделки с США о продаже восьми истребителей F-16, заключенной в этом году. Пакистан опасается, что Индия оказывает давление на администрацию Обамы с тем, чтобы "отвлечь внимание от [конфликта] в Кашмире и сделать Пакистан "козлом отпущения", обвинив его в разжигании беспорядков в неспокойном регионе.
По сообщению Reuters, в прошлый четверг Нью-Дели объявил о том, что была проведена серия авиаударов против предполагаемых террористических целей на территории Кашмира.
Удары были нанесены в ответ на нападение 18 сентября на индийскую военную базу в Ури, расположенную нескольких в километрах от демаркационной линии, разделяющей районы, контролируемые Индией и Пакистаном внутри провинции.
Реакция на нападение, в результате которого погибли 18 военнослужащих, стала первым прямым военным действием, предпринятым Индией в Кашмире с момента заключения соглашения о прекращении огня между двумя странами.
Военный ответ Индии был направлен на то, чтобы заставить Пакистан прекратить поддерживать террористов, базирующихся в Кашмире, сказал представитель индийского правительства. Он дал понять, что Нью-Дели атаковал террористические организации в Кашмире, которые либо принимали участие, либо были связаны с сентябрьским нападением в Ури. "Слишком рано говорить о том, что было достигнуто в результате авиаударов", - признал чиновник, отметив при этом, что "успех операций Индии по борьбе с терроризмом абсолютно в интересах Соединенных Штатов".
Представитель индийского правительства отметил, что пакистанские военные или сотрудники спецслужб, тренирующие и консультирующие группы боевиков, возможно, также были убиты. Исламабад охарактеризовал атаку как ничем не спровоцированную, заявив, что Нью-Дели использует нестабильную ситуацию в Кашмире для расширения контроля в провинции. Тяжелое положение в Кашмире "не может быть прикрытием для [поддержки] терроризма", сказал индийский чиновник.
"Индийская риторика и действия в Кашмире создают атмосферу военного психоза, который может выйти из-под контроля, - сказал Сардар Масуд Хан, президент пакистанской части Кашмира, назначенный Исламабадом. - Южная Азия может погрузиться в саморазрушительную войну".
Аналитики по вопросам безопасности говорят о том, что обостряющаяся напряженность в Кашмире представляет собой одну из самых больших проблем безопасности в мире и является постоянным камнем преткновения для дипломатических и военных амбиций администрации Обамы в регионе.