Министр обороны Грузии Тинатин Хидашели находится с недельным рабочим визитом США. Ее поездка в Вашингтон давно анонсировалась и считается важным событием на пути сближения Тбилиси с Североатлантическим альянсом, в котором Америка играет первую скрипку. Сама госпожа Хидашели считается «ставленником американцев». Многие эксперты убеждены, что ее назначение стало результатом «рекомендации» представителей администрации США, ставящих на значительное усиление радикально прозападной «Республиканской партии», по спискам которой госпожа Хидашели избрана в парламент три года назад.
Благосклонность американцев к первой женщине–министру обороны кавказской страны проявилось и в ходе ее визита в Вашингтон. Об этом можно судить по количеству встреч не только с руководством оборонного ведомства, но и знаковыми фигурами американской политики. Например, экс-госсекретарем и членом совета обороны при Пентагоне Мадлен Олбрайт.
Как рассказала после встречи сама Хидашели, Олбрайт не только подробно расспросила ее о ситуации в стране, положении в Абхазии и Южной Осетии, но обещала «всемерно поддерживать Грузию и стать ее адвокатом во всех международных организациях, форумах и при принятии важнейших решений».
То, что Олбрайт, несмотря на давнюю отставку, все еще пользуется большим влиянием в евроатлантическом сообществе, сомнений не вызывает. Кроме всего прочего она входит в «группу мудрецов», консультирующую лидеров НАТО по ключевым вопросам, в том числе вопросу о дальнейшем расширении альянса на восток – вплоть до Кавказа.
Именно на это и рассчитывает Тинатин Хидашели. По ее словам, в ходе предстоящего в 2016 году варшавского саммита альянса, Грузия ожидает «обязательного предоставления ей дорожной карты по вступлению в НАТО». «У нас нет иных предложений для наших западных партнеров», - часто и весьма категорично повторяет глава оборонного ведомства, хотя ее коллеги по Кабмину, включая самого премьера Ираклия Гарибашвили, прекрасно осознавая всю бесперспективность подобных планов, гораздо менее радикальны и категоричны в этом отношении. Во всяком случае, в их заявлениях относительно варшавского саммита нет ультимативных ноток, к которым Тинатин Хидашели прибегает, например, в ходе общения с генеральным секретарем альянса.
За это ее часто критикуют даже самые рьяные сторонники вступления в НАТО. «А что мы будем делать, если альянс, несмотря на все наши ультиматумы, не примет в Варшаве желаемое решение?» - задался недавно риторическим вопросом бывший министр культуры Ника Руруа.
Но хватит ли влияния и поддержки Мадлен Олбрайт для разрешения столь сложного вопроса, несмотря на легко прогнозируемое сопротивление Франции и Германии - традиционно скептически относящихся к предоставлению Грузии «билета в один конец»?
Вряд ли, но расчет Хидашели не лишен здравого смысла. Если в Варшаве хотя бы завяжется серьезная дискуссия относительно Грузии (как произошло на бухарестском саммите в 2008 году), ее уже можно будет отнести в актив прозападных сил.
Шаги навстречу в военно-политическом отношении нарастают и без «дорожной карты»: в ходе встреч на берегах Потомака, Хидашели окончательно договорилась об учреждении в Грузии совместного учебного центра подготовки военнослужащих под эгидой НАТО. Он торжественно откроется в конце августа, с участием генерального секретаря Йенса Столтенберга.
Называют два предполагаемых места: бывшая военная база РФ «Вазиани», в пригороде Тбилиси, откуда российские войска были выведены к концу 2007 года и центр подготовки горных стрелков в Сачхере, недалеко от Южной Осетии. Первый вариант более вероятен, поскольку Брюссель и Вашингтон вряд ли захотят утвердиться в непосредственной близости от российских войск, дислоцированных на территории бывшей грузинской автономии.
Но в любом случае, открытие военно-учебного центра под эгидой НАТО – очень серьезная акция, свидетельствующая о переходе отношений Грузии и альянса на качественно новый уровень, ведь в центре подготовки военнослужащих будут постоянно (а не временно, как во время учений) присутствовать военнослужащие – инструкторы из стран НАТО. То есть, это первый постоянно действующий стратегический объект альянса на грузинской территории.
В недавнем прошлом грузинские политики не могли об этом даже мечтать. Но кто мог подумать несколько лет назад, что та же Тинатин Хидашели сумеет добиться заключения с Францией сенсационного контракта о поставках кавказской стране новейших систем ПВО, в том числе противоракет французского производства? (см. "Вестник Кавказа" от 17 июня)
В свою очередь, Хидашели обещала, что Грузия будет не только «импортером», но «экспортером» безопасности. Например, около 1000 грузинских солдат и офицеров останутся в Афганистане, несмотря на завершение там основной операции НАТО.